Содержание Мастерская группа JNM Воронье Гнездо Игры Будущего Константинополь: еще одна весна
Содержание
Инструкция
Отчеты
Библиотеки
Фотографии

Костюм

Общие рекомендации

Действие игры происходит в княжестве Валахия в середине XV века, однако игра не является исторической реконструкцией, поэтому допустимы отклонения от исторического костюма данного периода.

К сожалению, нам доступно мало информации по историческому костюму Румынии. По этой причине мы советуем игрокам создать свои образы, основываясь на информации о костюме соседних стран (в первую очередь Венгрии и Польши) с добавлением некоторых элементов западноевропейских стилей, так как страны Восточной Европы тесно взаимодействовали друг с другом, а также перенимали западные моды (прежде всего немецкую и испанскую).

Характерный облик восточноевропейский костюм окончательно приобрел к XVI–XVII веку, поэтому мы предлагаем использовать для создания своего костюма образцы, относящиеся к достаточно широкому временному промежутку с XV по первую половину XVII века.

В костюмах следует по возможности избегать наиболее характерных черт западноевропейского костюма XVI–XVII веков, выбивающихся из общего стиля, таких как круглые плоеные воротники, корсеты и чрезмерное украшение одежд.

Для разделения бояр, горожан и крестьян мы предлагаем знатным и богатым людям брать за основу более поздние моды, горожанам и крестьянам – более простые и ранние.

И еще несколько советов:

  • Подчеркивайте различия при помощи ткани, отделки, аксессуаров. Старайтесь избегать блестящих и синтетических тканей. Как правило, чем выше статус человека, тем более яркие одежды и богатые ткани он может себе позволить.
  • Не забывайте о головных уборах – разнообразные шапки с перьями придают костюмам характерный вид.
  • Боярам, заседающим в Думе, хорошо бы подчеркнуть свое достоинство и власть при помощи длинных одежд и шапок. Для изготовления такой одежды хорошо подходит плотная, гобеленового типа узорчатая ткань.
  • Используйте мех (искусственный или натуральный) для отделки платья или головного убора. Он красиво выглядит и будет вас согревать.
  • Не забывайте о том, что игра проходит в мае, поэтому позаботьтесь заранее о теплой цивильной одежде, которую можно будет надеть под игровую.
  • Можно брать шубы и полушубки, если не жаль и позволяет статус, а также перчатки.

Костюм Венгрии и Трансильвании
XVI–XVII веков

По материалам книги М. Н. Мерцаловой
"Костюм разных времен и народов" Т.2, М., 1996

С 1540-х годов Венгрия находилась под турецким и австрийским влиянием.

По своему типу венгерская одежда схожа с польской.

Венгерский костюм не был однороден. Большое влияние на быт мадьярской знати оказывали немцы-переселенцы. Наряду со старинной венгерской одеждой существовали и местные варианты средневекового европейского костюма.

Национальная венгерская одежда формировалась в течение нескольких столетий путем взаимодействия древневенгерского костюма с турецким. Некоторые элементы кроя, такие как застежка на груди в виде рядов декоративного шнура с кисточками и воздушными петлями (они вошли в моду в XVII веке под названием бранденбурги), головные уборы с султанами и перьями, меховая отделка – все эти восточные элементы были использованы венграми и вошли в костюмы как обязательные части национальной одежды. В XVII веке они уже стали восприниматься в Европе как отличительные особенности мадьярского костюма. Первоначально, в XV веке, эти элементы были принадлежностью мундира офицеров легкой кавалерии (так называемых гусар, способных быстро отражать удары турецкой конницы), а затем их стали носить повсеместно.

Для богатых одеяний использовали шелк, бархат, батист, узорчатую парчу, шерстяные ткани. Венгры часто покупали турецкие, немецкие, испанские ткани. Меха ценились дорого и служили признаком благосостояния.

Костюм знатных и состоятельных людей, как мужской, так и женский, мог украшаться вышивкой с ренессансными мотивами, кружевами, шнурками, галунами, позументами, нарядными ювелирными украшениями из золота и серебра с драгоценными камнями, жемчугом и широким применением цветных эмалей.

Мужской костюм

Основная и общая для всех сословий мужская одежда венгров состояла в XVI веке из рубашки, длинных, узких, часто разъемных штанов, доломана и ментика.

Доломан – недлинная верхняя одежда с узким отрезным лифом, стоячим воротничком и расширенной книзу юбкой-баской. Он был близок по покрою к польскому жупану, но в течение XVI и XVII века как часть одежды военных приобрел более изящные черты, стал более коротким. Имел ряд часто посаженных пуговиц и воздушные петли. Однако длинные доломаны и ментики (чуть ниже колена и до середины икры) продолжали носить вплоть до XVII века. Доломан могли подпоясывать широким поясом-кушаком.

Поверх иногда надевали копеньяк – короткую широкую одежду с откидными рукавами и застежкой на одну пуговицу, носили копеньяк только на плечах, иногда на одном плече. Копеньяки как вид одежды венгров известны с XVI века, они были широкими и короткими, имели длинные откидные или до локтя, присборенные по пройме рукава. В конце XVI века копеньяк превратился в род короткого, часто мехового плаща на цветной подкладке, был очень удобен для прогулки или в дороге.

Основной верхней одеждой считался ментик (аналог польской делии) без рукавов и воротника или с откидными рукавами и большим меховым отложным воротником. Ментик тоже украшался петлицами из декоративного шнура. Ментик мог быть на меху, иметь карманы и разрезы на обшлагах рукавов и внизу на боковых швах.

Обувь у венгров была подобна польской: остроносые сапоги с длинными и узкими голенищами или сапожки чуть повыше щиколоток.

Характерной деталью венгерского мужского костюма были шапки (меховые или из плотной ткани), близкие по формам к польским или русским. Остроконечные, круглые или совсем низкие, они имели простые или меховые околыши с боковыми или иными разрезами и украшались перьями цапли и сокола. Чем знатнее был человек, тем больше перьев он имел право носить на шапке. Крестьянам носить такие шапки строго запрещалось. Перчатки также имели право носить только дворяне.

Костюм венгерских дворян на протяжении XVI века испытывал различные влияния – немецкое, итальянское, испанское, турецкое. Так что к началу XVII столетия он часто представлял собой сложную комбинацию различных стилевых элементов. Можно выделить два основных типа мужской и женской одежды "на венгерский" и "на немецкий манер". Причем под немецким тогда понимались заимствования покроя и деталей костюма всех западноевропейских стран. Католики предпочитали ориентироваться на испанскую моду. Турецкая одежда хорошо синтезировалась с национальным мадьярским костюмом XIV–XV веков и приобрела позже значение национальной.

Это различие по-разному проявлялось у мужчин и женщин. Мужской костюм более определенно выражал эти две тенденции, женский не так гибко реагировал на проблемы общественной жизни и был более эклектичным.

Одежда крестьян была более простой. Сельский староста и пастух с гор изображены в широких штанах, лаптях, удлиненной одежде и в шапках с мехом.

Женский костюм

О женском костюме XVI веке известно достаточно мало. Несколько гравюр 1588 года изображают горожанок в одежде, близкой к немецкой. В XVII веке – аристократки носили как каркасные испанские платья, так и французские одежды.

У многих дворянок костюмы имели национальный оттенок, выражающийся в деталях, отделке, цветовых сочетаниях. Такой костюм состоял из корсажа на шнуровке, рубашки с пышными рукавами, широкой юбки с передником (фартуком), короткой куртки типа мужского ментика. Корсаж мог застегиваться на ряд пуговиц, или же утягиваться при помощи шнуровки сзади или спереди.

Одним из вариантов зимней одежды было манто на меху, с меховым воротником и отворотами.

Часто дамы носили кошель на поясе на длинных шнурках до земли. Голову украшали венки, сеточки, наколки с цветами и лентами, чепцы и другие головные уборы, в том числе праздничный высокий головной убор в форме цилиндра с длинными лентами.

Костюмы горожанок, особенно праздничные, также поддерживали традиции. Они носили рубашки, украшенные местными кружевами, шнурованные корсажи, присборенные юбки и длинные, достаточно узкие фартучки, жакеты, голову замужних женщин покрывал чепец и легкое покрывало.

Как и мужскую одежду, жакет (покроем напоминающий копеньяк) украшали горизонтальные петлицы из декоративного шнура, на коротких рукавах делались вертикальные разрезы, как у испанской ропы. Обувью служили туфли без задников.

Крестьянская повседневная одежда была проста и удобна и не испытывала иноземного влияния. Сельская замужняя женщина (XVII в.) носила вышитую рубашку с присборенной горловиной и рукавами. Верхняя юбка часто состояла из двух несшитых в боках половинок с нижней светлой юбкой. Она подпоясывалась кушаком, носила остроносые башмаки с завязками вокруг щиколотки и повязку на голове.


Польский костюм XVII века

По материалам книги М. Н. Мерцаловой
"Костюм разных времен и народов" Т.2, М., 1996

Польский мужской костюм на протяжении XVI века испытал немецкое, итальянское, испанское, восточное влияния. Эти многочисленные влияния сказывались прежде всего в облике знати и состоятельных мещан. Поляки носили и национальную одежду, за исключением королей и их придворных, одевавшихся по большей части в соответствии с европейский модой. Многое было перенято из костюма мусульман, например, детали военного обмундирования.

Мужской костюм

Верхняя одежда называлась жупан и была практически одинакова для всех сословий и различалась только качеством ткани. Жупан делался довольно длинный и приталенный, со стоячим воротником, застегивался до талии на ряд часто посаженных пуговиц.

Важной деталью костюма был пояс – широкая и длинная, специально вытканная полоса красивого и мелкого рисунка, расположение которого подчеркивало служебное и финансовое состояние владельца. Богатство орнамента и материи свидетельствовало о высоком ранге, особенно если в ткань были введены нити "тюркского золота". Часто пояса застегивались на застежки из серебра. Носили и металлические чеканные пояса из пластин или из кожи.

Поверх жупана надевали делию и копеньяк, аналогичные венгерским. Уже в XVI веке между видами одежды этих стран было много общего.

Польская делия, как и венгерская, была длинной, объемной, имела широко лежащий на плечах воротник, или кроилась вообще без воротника. Рукава были длинные откидные или короткие широкие, часто с небольшими разрезами по краю. Существовало несколько видов застежек – на пуговицы (у состоятельных людей они были ювелирной работы), петлицы из декоративного шнура – бранденбурги или вовсе без застежки, когда края пол расширялись книзу и заходили одна на другую. Делию шили с подкладкой, тонкой или теплой (из недорогого меха (заячьего или бараньего) для зимы.

Вариантом делии была ферезия меньшего объема, с узкими длинными рукавами, на тонкой подкладке, очень похожая на турецкие кафтаны.

Богатые поляки использовали для своих костюмов венецианский бархат, итальянскую парчу, турецкий и персидский шелк.

Поляки носили древний головной убор рогатывка – шапочка с отворотом, разрезанным надо лбом. Она делалась из меха и ткани, украшалась султаном из перьев, драгоценными пряжками и имела несколько вариантов. Дополняли мужской костюм узкие штаны или чулки, сапоги или невысокие закрытые башмаки.

Женский костюм

Женского костюма мало коснулось восточное влияние, а национальное своеобразие выразилось в некоторых деталях и особенностях кроя.

Древней деталью был рантух – большое белое покрывало, надеваемое на голову и драпирующиеся вокруг лица, шеи, плеч, а иногда и стана. Поверх рантуха надевался чепчик (у состоятельных женщин украшался жемчугом или кружевом) или шапочка. Богатые женщины носили бархатные шапочки с дорогими меховым отворотами из куницы, бобра, соболя или целиком сделанные из меха. Края рантуха часто отделывали черной или красной однотонной вышивкой, золотым шитьем. Излюбленным орнаментом были цветы и турецкие мотивы. Покрывало, чепчики, шапочки носили замужние женщины всех сословий, лишь девушки слегка приоткрывали свои волосы.

Платья жен и дочерей шляхтичей во второй половине XVI и первой половине XVII века шились по испано-немецким, а иногда по итальянским образцам. Покрой напоминал испанский, однако с некоторыми добавлениями, например, в виде фартука (у польских дворянок не было, только у мещанок), чепчика, соединенного с шапочкой, имеющей меховой отворот. Костюмы зажиточных горожанок были похожи на костюмы дворянок и представляли собой их упрощенный вариант. С середины XVII века французские моды начинают утверждаться при польском дворе.

Платье дворянок состояло, как правило, из узкого закрытого лифа, заканчивающегося мысом, с разнообразной отделкой на груди, конусообразной гладкой юбки и короткой пелерины. Мещанки одевались в прилегающий жакетик, типа мужского пурпуэна, юбку с мягкими фалдами, фартук, на плечах часто "внакидку" висел более объемный жакет с декоративными рукавами.

Женщины носили шубы. Одежду подбивали мехом соболя, куницы, бобра.

Декорировали платья рядами цветных узорных кантов, золотым и серебряным кружевом, плетеным шнуром. В моде были разнообразные пояса – металлические, кожаные, шелковые. Носили золотые цепи, вышитые жемчугом чепцы, тяжелые драгоценности.

Польские горожанки использовали часто дорогие ткани – шелк, бархат, атлас. Большую популярность имели материи с золотистой, "люстровой" поверхностью.

Жены бедных ремесленников в XVI–XVII века одевались крайне просто. Их типичная одежда состояла из темного платья из дешевых материй, белой рубашки, лифа с укороченными рукавами (или корсажем без рукавов), присборенной юбки, рантуха.

Эта одежда перешла и в крестьянскую среду.


Костюм Чехии во времена реформации

По материалам текста Лореты Вашковой.

Мужской костюм

Новый контур мужской фигуры появился прежде всего за счет короткого плаща, который в Чехии назывался шуба, и развился из итальянского тапперта. В Чехии шубы, в отличие от Италии, имели целевое значение и использовались только для тепла. В конце XV и в XVII веке шуба шьется, как в Италии, из парчи, она сильно расклешена и подшита вместо меха дорогой тканью. Короткая шуба открывает штаны, повсюду называемые плундры (шаравоны), распространенные больше всего между немецкими ландскнехтами и швейцарскими солдатами. В Чехии в XVI веке эти штаны носили повсеместно. И так как они были очень эксцентричны, их часто запрещали.

Костюм дополнялся самыми разнообразными беретами, которые очень часто украшались перьями. Мода на эти береты распространилась весьма широко.

Женский костюм

В женском наряде господствуют те же тенденции, что и в мужской моде, однако здесь они приобретают иные гротескные стороны. Рукав женского приобретает сложную форму и является самой броской частью одежды. Лиф богато украшен вышивкой, драгоценностями, цепями, очень часто – жестким золотым воротничком, как бы "ошейником", называемым саксонский воротник. Готическое закутывание головы покрывалами сменилось тонкими сеточками, которые украшали прически дам высших слоев общества. В XVI веке их изготавливали из золота, серебра и заменителей.

На лифе платья носили нагрудные крестики, украшенные драгоценными камнями. Для более бедных горожан эти крестики изготавливались из кости и дерева. К предметам роскоши относились перчатки.

Женщины покрывали головы тонкой белой накидкой, в котором они выглядели как монахини, и не снимали их даже дома. Дома женщины снимали "ходячую юбку". Именно так выглядел плащ, под которым носили платье, разделенное на юбку и лиф. Через лиф была видна белая вставка нижней рубашки.

О более чем скромной пражской моде того времени до некоторой степени свидетельствуют сообщения и впечатления иностранцев. По их мнению, она была необычайно проста и бедна. В этом смысле эту моду описывает в XVI веке итальянец Чезаре Вечельо, являющийся автором первых записей об одежде. Так он характеризует чешскую женщину из народа конца XVI века: "Она одевается в суконную грубую одежду, которая кое-где украшена шелковой тесьмой. Сверху надевает короткий меховой плащ. Она не носит башмаков, а только обувь из дерева или сапоги. На голове у нее обычная грубая шерстяная шляпа, одетая поверх белого шарфа, которым замотана вся голова и открыто только лицо". Когда изображали чешскую женщину, то к этой шляпе добавляли еще большую пуговицу, которая может быть и была вымышленной, но именно она, так как была чем-то необычным, стала типичным признаком чешской моды в издаваемых в то время руководствах об одежде.


Подборки картинок в архивах

Основная подборка (4.4 мегабайта)

Дополнительная подборка (1.9 мегабайта)

Польский костюм (1 мегабайт)

Подборка (3.6 мегабайта) от [info]_ymir_ (оригинал)

Дракула (0.5 мегабайта)


Ссылки

Костюм Польши, Венгрии, Чехии, цыган

Венгерский костюм часто называют мадьярским, мадьяры (венгры) жили также и в Трансильвании, и в Румынии.

Польский и Венгерский костюм XVI–XVII века

Чешский и венгерский костюм, доспехи, оружие

Венгерский костюм

Венгерский костюм XV века

Венгерский костюм

Сайт игры "Огнем и Мечом". Костюм XVII века – турки, Польша, Венгрия. Есть несколько более ранних источников.

Польский костюм 1200–1795

Материал по польским гусарам

Женский польский костюм

Венгерское искусство

Свадебное платье Марии Венгерской

Костюм цыган

Кадры из фильма-презентации игры

Общие ресурсы по истории костюма

Иллюстрированная энциклопедия моды

История костюма по периодам

Германский женский костюм

Испанский и португальский костюм

Несколько картинок по венгерскому костюму

Сайты по истории мирового искусства

The Web Gallery of Art

Olga's Gallery

Kako so Spenjali oblačila

Карта?
<< >>