По
"На нашем судне, отец мой, команда копошится как муравьи, я вымыла его сегодня утром своими волосами, и они ползают по чистым мачтам и тащат в свой муравейник зеленые паруса, как будто это сладкие листья винограда; рулевой пытается выдрать корму и взвалить ее себе на плечи, как добычу, которой будет питаться целую неделю; те, что слабее всех, тянут соленые веревки и исчезают с ними в утробе нашего плавучего дома. Только у тебя, отец мой, нет права на такой голод. В этом пожирании скорости, тебе, мое сердце, единственный отец мой, принадлежит самая быстрая часть. Ты питаешься разодранным на куски ветром". Вторая молитва принцессы Атех как будто объясняет историю ее хазарского лица: "Я выучила наизусть жизнь своей матери и каждое утро в течение часа разыгрываю ее перед зеркалом как театральную роль. Это продолжается изо дня в день много лет. Я делаю это одевшись в ее платье, с ее веером и с ее прической, потому и волосы я заплела так, как будто это шерстяная шапочка. Я играю ее роль и перед другими, даже в постели своего любимого. В минуты страсти я просто не существую, это больше не я, а она. Я играю так хорошо, что моя страсть исчезает, а остается только ее. Другими словами, она заранее украла у меня все мои любовные прикосновения. Но я ее не виню, потому что знаю, что и она так же точно была обкрадена своей матерью. Если кто-нибудь сейчас спросит меня, к чему столько игры, отвечу: я пытаюсь родиться заново, но только так, чтобы получилось лучше..." О принцессе Атех известно, что она никогда не смогла умереть.
Правда, существует запись, выгравированная на ноже, украшенном
мелкими дырочками, где говорится о ее смерти. Это единственное и
не вполне достоверное предание приводит
|
||||||||||
Считается, что в арабских переводах сохранилось многое
из ее стихов или текстов, созданных при ее участии. Особое внимание
исследователей истории хазар в период обращения этого народа в
новую религию привлекли стихи, посвященные хазарской полемике.
По некоторым оценкам, это были любовные стихи, использованные
позже в качестве аргументов в вышеупомянутом споре и записанные
теми, кто фиксировал хронику событий того времени. Как бы то ни
было, Атех участвовала в этой полемике с огромным жаром и
успешно противостояла и еврейскому, и христианскому участнику,
чем оказала большую помощь представителю ислама,
Он послал к ней злого духа по имени
– Поступки в человеческой жизни похожи на еду, а мысли и чувства – на приправы. Плохо придется тому, кто посолит черешню или польет уксусом пирожное... Когда эти слова были произнесены, ключ исчез изо рта принцессы, и она, как говорят, знала, что таким образом произошла замена. Ключ попал к тому, кому были предназначены слова, а слова в обмен на ключ достались принцессе Атех.
|
||||
На основании этих букв можно получить представление и о самой хазарской принцессе. Aleph – первая буква ее имени – означает Верховную корону, мудрость, то есть взгляд вверх и взгляд вниз, как взгляд матери на ребенка. Поэтому Атех не нужно бьтло пробовать семя своего любовника, чтобы знать, родит она мальчика или девочку, ведь в тайне мудрости участвует все, что наверху, и все, что внизу, и она не поддается предварительному расчету. Алеф – это начало, он охватывает все другие буквы и знаменует собой начало проявления семи дней недели. Teth – девятая буква еврейской азбуки, и ее цифровое
значение обычно "9". В книге "Темунах" Teth означает Шаббат, из
чего следует, что он находится под знаком планеты Сатурн и
божественной передышки; кроме того, эта буква означает и невесту,
если Суббота – это невеста, что вытекает из фразы в Jesch. XIV,
23; а также имеет связь с подметанием метлой, а это означает
разрушение и утрату безбожности, но кроме того – является
признаком силы. Принцесса Атех помогла еврейскому участнику известной
"Не" – четвертая буква имени Бога. Она символизирует руку, мощь, сильный замах, жестокость (левая рука) и милосердие (правая), а также вьющийся виноград, посаженный на земле и прикрепленный к небу. Принцесса Атех в хазарской полемике была очень красноречива. Она сказала: "Мысли с неба завеяли меня, как снег. Я потом едва смогла согреться и вернуться к жизни..." Принцесса Атех помогла
То, что каган благодаря принцессе Атех принял молитвенное
покрывало и Тору, разъярило остальных участников полемики.
Поэтому исламский демон в наказание сделал так, что принцесса
Атех забыла свой хазарский язык и все свои стихи. Она забыла
даже имя своего любовника, и единственное слово, оставшееся в ее
памяти, было название плода, похожего по форме на рыбу. Но
прежде чем это произошло, принцесса Атех, предчувствуя
опасность, приказала собрать как можно больше попугаев, умеющих
произносить человеческие слова. Для каждой статьи "Хазарского
словаря" во дворец был доставлен один попугай, и каждого
заставили заучить по одной статье, так что в любое время он, зная
наизусть соответствующие стихи, мог воспроизвести ее. Разумеется,
стихи были на хазарском языке, и попутай их на нем и
декламировал. После того как хазары порвали со своей верой,
хазарский язык стал стремительно исчезать, и тогда Атех
выпустила на свободу всех попугаев. Она сказала: "Летите и
научите других птиц этим стихам, потому что здесь их скоро
никто не будет знать..." Птицы разлетелись по лесам Черноморского
побережья. Там они учили своим стихам других попугаев, те учили
третьих, и так пришло время, когда только попугаи знали их и
говорили на хазарском языке. В XVII веке на берегах Черного моря
был пойман один попугай, умевший декламировать несколько
стихотворений на каком-то непонятном языке, который, по
утверждению хозяина попугая, царьградского дипломата
Следует заметить, что принцесса Атех покровительствовала влиятельной секте хазарских священнослужителей, так называемых ловцов, или толкователей, снов. Ее энциклопедия представляла собой не что иное, как попытку объединить все записи, которые веками собирали ловцы снов и в которых был запечатлен их опыт. Любовник принцессы Атех тоже принадлежал к этой секте, более того – он относился к самым выдающимся ее членам, несмотря на свою молодость и на то, что у него были только первые глаза. Одно из стихотворений принцессы Атех посвящено этой секте первосвященников: "Заснув вечером, мы, в сущности, превращаемся в актеров и всегда переходим на другую сцену для того, чтобы сыграть свою роль. А днем? Днем, наяву, мы эту роль разучиваем. Иногда случается так, что нам не удалось ее выучить, тогда не следует появляться на сцене и прятаться за другими актерами, которые лучше нас знают свой текст и шаги на этом пути. А ты, ты приходишь в зрительный зал для того, чтобы смотреть наше представление, а не для того, чтобы в нем играть. Пусть твои глаза остановятся на мне в тот раз, когда я буду хорошо готова к своей роли, потому что никто не бывает мудрым и красивым все семь дней в неделю". Существует также предание о том, что еврейские представители при хазарском дворе спасли принцессу Атех от гнева арабского и греческого миссионера, добившись того, чтобы вместо нее был казнен ее любовник, хазарский первосвященник из секты ловцов снов. Она согласилась на это, и он был заточен в подвешенную над водой клетку. Однако этим она не спаслась от наказания. |
||||