Валашская церковь с 1370 года является митрополией Константинопольского патриархата.
Высшее духовенство всегда состояло из отпрысков знатных боярских фамилий
и большую часть времени находилось в согласии с господарем.
В Валахии была распространена практика крупных пожертвований на постройку монастырей,
коих в этих землях было очень много.
Особенно усердствовал в этом деле господарь Мирчеа Старый, дед нынешнего господаря.
Немногие иностранцы, которым довелось побывать в Валахии, говорили что
"монастыри в Карпатах богаче бояр".
Во время правления Влада II отношения между церковью и престолом охладились.
О точных причинах этого сложно говорить.
Возможно, виной тому Флорентийская уния,
к которой Влад II отнесся доброжелательно,
или, быть может, личные взаимоотношения Влада с митрополитом.
Окончательно разругались церковные иерархи с домом Дракулешти,
когда Влад отправился к султану, оставив вместо себя править
своего старшего сына Мирчеа.
Мирчеа открыто признал Флорентийскую унию и начал строительство
католического собора в Тырговиште.
Следует отметить, что события эти сопровождались частичной конфискацией
в пользу престола монастырских земель, необходимой, чтобы прокормить
создаваемую Мирчеа армию.
Эти события, а также растущие налоги, привели к восстанию бояр,
которое закончилось свержением господаря.
Согласно слухам, незадолго до своей смерти Мирчеа был
тайно отлучен от церкви митрополитом Нифоном.
В период смуты и царствия Дана II позиции митрополита значительно укрепились.
Большую часть церковных земель удалось вернуть.
Однако внезапное возвращение наследника династии Дракулешти,
Влада III, перевернуло все с ног на голову.
Влад III захватил престол при поддержке венгерских солдат,
и немедленно объявил себя вассалом венгерского престола.
Также он объявил, что принял католическую веру и женат на католичке из дома Хуньяди.
Вместе с ним в Тырговиште прибыл католический епископ,
который незамедлительно приступил к ведению латинских служб в городе.
Митрополит Нифон, опасаясь, что его обвинят в участии в убийстве старшего брата Влада
и в организации переворота, покинул Тырговиште вместе со всем высшим духовенством
и несколькими уцелевшими после расправы боярами.
Он нашел убежище в расположенном на небольшом отдалении от города,
хорошо укрепленном монастыре Святого Андрея,
откуда продолжает управлять православной церковью и поныне.
В Тырговиште же из высшего духовенства остался только католический епископ Клавдий,
прибывший вместе с венгерской свитой Дракулы.
В настоящий момент имеющаяся в городе церковь Святого Даниила стоит пустая и заколоченная.
Службы проводятся в новом соборе Св. Петра по латинскому обряду,
и на них присутствует большая часть официальных лиц города.
Простой народ по большей части предпочитает посещать православные богослужения,
которые священники служат прямо во дворе монастыря Св. Андрея.
А наиболее проворные успевают побывать на обоих богослужениях.
|
Башня, огонь и перстень
Однажды в Стамбуле, незадолго до вечернего намаза, на ступенях, ведущих к гребню крепостной стены, встретились два безусловно почтенных человека. Оба иностранцы, прибывшие сюда издалека, однако одетые в местные одежды. Лестница была узкая, так что, как они ни старались, никак не получилось сделать вид, будто они не заметили друг друга.
– Салам, эфенди, – начал старший певучим голосом перса, – я слышал, ты отбываешь завтра.
– Салам, мудрейший, – я будто никогда и не приезжал сюда.
– Тенета страха опутывают тебя, несмотря на все мои труды. Своим левым глазом ты по прежнему видишь шайтана, и он смеется тебе в лицо.
– Зажги священный огонь на своей башне, мудрец, быть может, он сохранит тебя, раз это оказалось не под силу Аллаху.
– Вот перстень, возьми, я возвращаю его. Но он не спасет тебя от дьявола, потому что дьявол внутри тебя! Оправляйся на запад, он уже ждет! Разрушь проклятье или сгинь в аду!