Мастерская группа JNM

Воронье Гнездо

Назад к словарю

Стратегия


Время игры – это зима 1461–1462 года, зима – время, когда военные действия не ведутся, а правители, полководцы и шпионы предполагают и планируют, куда войска двинутся с наступлением весны.

Этой зимой в Тырговиште съехались полномочные послы большинства стран, имеющих политический и военный вес в регионе, и они будут спорить, договариваться, торговаться и писать своим правителям письма, которые повлияют на дальнейший ход войны.

Однако нам не хотелось бы проводить этот торг в абстрактных терминах, вместо этого нам хочется дать в руки игрокам конкретный инструмент и цифры, которые позволят им вести политическую игру обосновано и расчетливо.

Важно понимать, что все соглашения и договоренности, принятые игроками на игре, это всего лишь письма к их государям, это планы и решения. Все реальные действия произойдут только весной – иными словами, в конце игры мастера соберут все имеющиеся данные о решениях, принятых каждой стороной, и на закрытии игры объявят о событиях, которые, в результате действий игроков, реально произошли весной.


Карта

В основе стратегической игры лежит карта, на который красным цветом помечены ключевые города и крепости и связующие их дороги. В рамках модели все военные действия будут вестись в рамках этого ограниченного пространства.

Карта

В рамках стратегической игры карта эквивалентна следующему графу:

Граф

Города Тырговиште и Букурешть, а также крепости Турну, Джурджу и Олтеница принадлежат Валахии, город Сучава и крепости Килия и Рымнику Сэрат принадлежат Молдавии, города Брашов, Белград и Орадя принадлежат Венгрии. Польша как таковая не моделируется, продвижение войск по дорогам в Польшу означает просто факт, что войска вторглись на территорию Польши. Прямой конфликт Венгрии и Польши теоретически также возможен, но он будет решаться за пределами карты по упрощенным правилам.


Стороны

Каждая сторона имеет какое-то количество войск и какое-то количество денег. Кроме этого, каждая сторона имеет возможность (при наличии достаточного количества денег) собрать еще некоторое количество дополнительных войск, причем некоторые такие войска можно использовать только для обороны территории страны, они не могут покидать ее территорию. Войска, готовые к ведению военных действий на чужой территории обходятся в 3 раза дороже.

Используемые числа количества войск на самом деле означают некую усредненную силу войск с учетом их количества, подготовки и экипировки, но для адекватности игровой терминологии мы говорим просто о количестве войск в тысячах. Также и относительно денег, мы условно говорим, что для формирования одной единицы (тысяча воинов) оборонительного войска требуется одна единица (тысяча золотых) денег. Для формирования одной единицы универсального (готового воевать в другой стране) войска – соответственно, нужно 3 единицы денег (три тысячи золотых).

Страна может тратить деньги на сбор дополнительных войск на своей территории, а может передать деньги другой стране, которая сможет их использовать по своему усмотрению.

Важно понимать, что указанные деньги и войска (включая дополнительные) отражают все доступные ресурсы страны. Расходование более половины денег или потеря более половины войск ставят страну, по итогам весны, в тяжелое положение, потеря более половины и денег, и войска ставят страну в очень тяжелое положение, приводящее к потери самостоятельности, радикальному снижению политического влияния в регионе и так далее.


Информация

На момент начала игры все стороны имеют лишь приблизительную информацию о состоянии остальных участников. Каждый посол имеет исчерпывающую информацию о силах и средствах своей страны, остальные же могут каким-либо образом пытаться узнать эту информацию у него. Также информацию может принести виртуальная разведка.

Вся информация, которую разведка смогла добыть на момент начала игры уже есть у игроков. Дополнительная информация от разведки может приходить в ходе игры посредством писем или гонцов. Как правило, с помощью виртуальной разведки раскрываются ситуации явного блефа – т. е., когда информация, выдаваемая игроком кардинально отличается от действительности. Иными словами, чем сильнее вы блефуете, тем больше вероятность того, чтоб блеф будет раскрыт.

Планы турецкой атаки на начало игры фиксированы, и на игре есть персонажи, связанные с турками, которым эти планы известны – соответственно, их можно узнать по игре. Но по результатам донесений турецких шпионов эти планы могут быть изменены.

Общеизвестная информация такова. Валахия и Молдавия имеют примерно по 10 тысяч войска, Венгрия и Польша – примерно по 25 тысяч, плюс еще 3–5 тысяч может предоставить Трансильвания. Римское крестоносное воинство – не более 10 тысяч. Также известно, что Польша обладает значительными резервами на северных рубежах страны, но переброска сил на юг, к границам с Трансильванией и Молдавией будет для Польши крайне нежелательной, поэтому вряд ли она пойдет на это без веских причин. Венгрия и Рим располагают крупными суммами денег, также существенными денежными суммами располагают отдельные купеческие дома, в том числе трансильванские. Валахия и Молдавия обладают определенными возможностями для созыва ополчения, однако в Валахии это сильно зависит от внутренней стабильности в стране. Кроме того, говорят, что в Сербии продолжают сопротивление туркам отдельные отряды гайдуков. Наступающее же турецкое войско, под предводительством самого Мехмеда, осенью уже насчитывало 150 тысяч и к весне вероятно будет еще больше.


Сражения

Сражение происходит там, где встретились две противоборствующие армии.

В сражении побеждает та армия, сила которой больше.

Потери каждой стороны считаются по формуле P = B / (A + B) * 100%, где A – сила армии данной стороны, B – сила армии противоположной стороны, P – потери данной армии в процентах.

Если сражение происходит в чистом поле, то сила армии равна ее численности. Если же одна из армий занимает крепость или город, то часть ее численности умножается на мощность укреплений этого города или крепости. Характерные значения мощности укреплений для города 1.5–2, для крепости 2–3. В укреплении может поместиться и эффективно оборонять его только ограниченное число воинов, и только их количество умножается на мощность укреплений. Остальная армия может тоже удерживать это же укрепление, но ее численность уже не умножается на коэффициент.

Важно! Численность одной армии (двигающейся по одной дороге) не может превышать 100 тысяч – считается, что армию большего размера невозможно обеспечить продовольствием.

Кроме этого, каждая армия может предводительствоваться известным полководцем (кем-то из персонажей игры), что эквивалентно увеличению ее численности на некоторую сумму. Модификатор за полководца не умножается на мощность укреплений. Полководцы, не представленные игроками на игре не моделируются, их влияние считается уже учтенным в силе существующих армий.

Пример: армия численностью 30 тысяч под руководством полководца силы 1 обороняет крепость мощности 2 и вместимостью 3 тысячи. Ее общая сила равна (2 * 3) + (30 – 3) + 1 = 34.

Победившая армия, если она не достигла цели своего назначения (в соответствии с отданными ей приказами), будет продолжать движение и будет участвовать в следующем сражении, если встретит еще одну армию.

Оставшиеся силы побежденной армии считаются рассеянными и в дальнейших сражениях в рамках игры не участвуют, но не считаются потерями для своей страны.

Характеристики конкретных городов и крепостей следующие:

Укрепление Мощность   Вместимость
Белград230
Брашов210
Букурешть1.514
Джурджу24
Килия24
Олтеница34
Орадя2.56
Рымнику Сэрат24
Сучава1.510
Турну36
Тырговиште1.520

Заявки

Заявки от игроков принимаются в процессе игры в виде писем к их государям. Формулировки могут быть сколько угодно сложными, на усмотрение самих игроков. Например, посол Молдавии мог бы написать в своем письме: "Рекомендую выдвинуть 3 тысячи войска к Рымнику Сэрат, для соединения с войсками господаря Влада, а также передать Валахии сумму в 2 тысячи золотых для укрепления ее армии. Если же войска Влада займут Рымнику Сэрат и откажутся открыть ворота, следует штурмовать крепость (в случае преимущества), или осадить ее. Также в этом случае следует выдвинуть еще 5 тысяч для обороны крепости Килия."

Понятно, что в процессе игры взгляды игроков на политическую и военную ситуацию могут меняться, поэтому заявки могут подаваться сколько угодно раз, по умолчанию каждое следующее письмо отменяет предыдущее.

При этом не следует забывать, что игра одноходовая – то есть, игроки никак не могут реагировать на события после наступления весны. Их планы могут быть сколь угодно сложными, но реальный ход событий будет определяться в конце игры мастерами с учетом всех заявок. Эта ситуация достаточно реалистична с учетом весьма ограниченных возможностей коммуникации между войсками – полководцы отдельных армий получают свои приказы и стараются действовать в соответствии с ними настолько хорошо, насколько у них получается, до прихода следующих приказов – в нашем случае этот момент уже не моделируется.


Разрешение ситуации

Общее разрешение ситуации происходит в следующей последовательности:

1. В течение игры игроки совещаются друг с другом, собирают информацию о действиях друг друга и подают заявки на действия своих стран путем передачи мастерам писем к своим правителям.

2. С наступлением весны (после конца игры) все войска получают от правителей приказы в соответствии с написанными письмами.

3. Все войска, кроме турецких, выдвигаются на заявленные позиции. Если приказы подразумевают сражения между этими войсками, они происходят в этот момент.

4. Турецкие войска начинают наступление.


Результат игры

Здесь мы выкладываем полностью всю информацию по стратегической игре, включая ходы игроков и окончательный расчет.

Исходные данные

Сторона Войск Наст. Обор. Денег Полководцы
Валахия20103020 Дракула +4,  Иштван +1
Молдавия20102010 Мовилешти +2
Сербия2 Бранкович +2
Трансильвания462040 –
Венгрия2644080 –
Польша24206050 Заблоцки +1
Рим1050 –
Турки18050 Раду +2

Здесь вторая колонка означает имеющееся у данной стороны количество войск, третья колонка – это количество войск, которое данная сторона может собрать (по цене 3) для ведения военных действий вне своей территории, четвертая колонка – это количество войск, которое данная сторона может собрать (по цене 1) для ведения военных действий на своей территории. Пятая колонка – это имеющееся у данной стороны количество денег. Шестая колонка – имеющиеся у данной стороны полководцы вместе с их модификаторами.

Отданные приказы

Валахия: на имеющиеся средства собрать 10 тысяч ополчения. Разместить в крепостях Турну, Джурджу, Олтенице и Букурешти по 4 тысячи войска, в обороне Тырговиште оставить 14 тысяч войска.

Молдавия: принять от Польши деньги в размере 40 тысяч. На 20 тысяч из них собрать ополчение, которое, вместе с имеющимся 20-тысячным войском поставить на оборону Килии, во главе с Григорием Мовилешти. Используя 5 тысяч из имеющихся средств, а также 5 тысяч, переданные персидским послом и оставшиеся 20 тысяч, переданные Польшей, собрать 10 тысяч войска, которые перевести в Букурешть, если же Валахия воспротивится, то в Рымнику Сэрат. Допустить 30-тысячное польское войско в Сучаву и 4-тысячное трансильванское войско в Рымнику Сэрат.

Трансильвания: собрать на имеющиеся средства 20 тысяч ополчения, которые, вместе с 4 тысячами имеющегося войска разместить в Брашове. Собрать еще 4 тысячи войска, которые направить в Молдавию для обороны Рымнику Сэрат.

Венгрия: на 10 тысяч денег, переданные Римом, и 42 тысячи из имеющихся средств собрать 4 тысячи войска и 40 тысяч ополчения. 10 тысяч крестоносцев и 20 тысяч ополчения направить на оборону Белграда, остальные войска (50 тысяч) оставить удерживать Орадя.

Польша: полученные от Рима деньги в размере 40 тысяч передать Молдавии. На имеющиеся средства собрать 5 тысяч войска в дополнение к имеющимся 24 тысячам. Образованную таким образом 29-тысячную армию под командованием воеводы Анжея Заблоцки ввести в Молдавию для обороны Сучавы. В случае сопротивления на штурм не ходить, а взять город в осаду. Также собрать 9 тысяч ополчения для укрепления обороны страны.

Рим: передать 40 тысяч имеющихся денег Польше и 10 тысяч Венгрии. 10 тысяч крестоносного войска направить на оборону Белграда.

Турки: атаковать одновременно тремя армиями по трем направлениям. Первая армия, 100 тысяч войска под предводительством самого Мехмеда – через Джурджу и Букурешть на Тырговиште, и, в случае успеха, на Трансильванию и далее на Венгрию. Вторая армия, 50 тысяч войска под предводительством Раду – через Олтеницу и Букурешть, на соединение с первой армией. Третья армия, 30 тысяч войска – через Килию на Сучаву.

В большинстве своем отданные монархами приказы полностью соответствуют рекомендациям послов. Валахия не препятствовала участию молдавской армии в обороне Букурешти, но персидский посол не предоставил обещанные 5 тысяч денег, что несколько уменьшило эту армию. Сербские партизаны фактически не принимали участия в войне. Венгерский посол, вместе со своим помощником был убит в ходе игры турецкими агентами из торгового дома Ровери-Хельсинг, в результате чего Венгрия вместо того, чтобы поддержать Валахию и Дракулу, заняла оборонительную позицию. Турецкие планы не менялись в течение игры, даже после того, как персы, присутствовавшие на заседаниях послов, сообщили туркам все планы союзников. Раду был убит в ходе игры людьми Дракулы и не принимал участия в военных действиях.

Расстановка сил

Таким образом, итоговая расстановка сил такова:

Белград: 10 тысяч крестоносцев и 20 тысяч венгерского войска, сила 60.

Турну: 4 тысячи валашского войска, сила 12.

Джурджу: 4 тысячи валашского войска под предводительством Влада Дракулы, сила 12.

Олтеница: 4 тысячи валашского войска под предводительством Иштвана Варги, сила 13.

Килия: 40 тысяч молдавского войска под командованием Григория Мовилешти, сила 46.

Букурешть: 4 тысячи валашского и 8 тысяч молдавского войска, сила 18.

Тырговиште: 14 тысяч валашского войска, сила 21.

Рымнику Сэрат: 4 тысячи трансильванского войска, сила 8.

Брашов: 24 тысячи трансильванского войска, сила 34.

Орадя: 50 тысяч венгерского войска, сила 59.

Сучава: 29 тысяч польского войска под командованием воеводы Анжея Заблоцки, сила 35.

Ход войны

Сражение за Джурджу: первая турецкая армия силой 100 атакует крепость силой 12. Крепость пала, потери турок 100 * 12 / (100 + 12) = 11 тысяч, гарнизон крепости уничтожен, потери Валахии 4 тысячи. 89-тысячная турецкая армия продолжает движение на Букурешть, где соединяется со второй армией.

Сражение за Олтеницу: вторая турецкая армия силой 50 атакует крепость силой 13. Крепость пала, потери турок 50 * 13 / (50 + 13) = 10 тысяч, гарнизон крепости уничтожен, потери Валахии 4 тысячи. 40-тысячная турецкая армия продолжает движение на Букурешть, где соединяется с первой армией.

Сражение за Килию: третья турецкая армия силой 30 атакует крепость силой 46. Атака отбита, потери турок 30 * 46 / (30 + 46) = 18 тысячи, потери Молдавии 18 тысяч, остатки турецкой армии отступили за Дунай.

Сражение за Букурешть: объединенная турецкая армия силой 89 + 40 = 129 атакует город силой 18. Город пал, потери турок 129 * 18 / (129 + 18) = 16 тысяч, обороняющаяся армия уничтожена, потери Валахии 4 тысячи, потери Молдавии 8 тысяч. 100-тысячная турецкая армия продолжает движение на Тырговиште, 13-тысячный гарнизон остается удерживать Букурешть.

Сражение за Тырговиште: турецкая армия силой 100 атакует город силой 21. Город пал, потери турок 100 * 21 / (100 + 21) = 17 тысяч, обороняющаяся армия уничтожена, потери Валахии 14 тысяч. 83-тысячная турецкая армия продолжает движение на Брашов.

Сражение за Брашов: турецкая армия силой 83 атакует город силой 34. Город пал, потери турок 83 * 34 / (83 + 34) = 24 тысячи, обороняющаяся армия уничтожена, потери Трансильвании 24 тысячи. 59-тысячная турецкая армия продолжает движение на Орадю.

Сражение за Орадю: турецкая армия силой 59 осадила город силой 59. Тяжелейший штурм отбит, потери турок 59 * 59 / (59 + 59) = 30 тысяч, потери Венгрии 30 тысяч. Остатки турецкой армии осадили Орадю.

Итоги войны

На конец весны итоги военных действий следующие:

Валахия: финансовые затраты 10 тысяч из 20, потери войск 26 тысяч из 60. Валахия захвачена и стала провинцией Османской империи, однако сохранила экономику и большую долю политической самостоятельности.

Молдавия: финансовые затраты 5 тысяч из 10, потери войск 26 тысяч из 50. Молдавия сохранила формальную самостоятельность, но сильно ослаблена войной и попала в еще более глубокую, чем прежде, зависимость от Польши.

Трансильвания: финансовые затраты 32 тысячи из 40, военные потери 24 тысячи из 30. Трансильвания разгромлена и лежит в руинах, купечество обескровлено, многие крупные торговые дома прекратили свое существование. Турецкая провинция.

Венгрия: финансовые затраты 42 тысячи из 80, военные потери 30 тысяч из 70. Экономике страны нанесен серьезный удар, на границе стоит турецкая армия. В ближайшее время вряд ли можно будет говорить о какой-либо военной или политической экспансии Венгрии.

Польша: финансовые затраты 24 тысячи из 50, военные потери отсутствуют. Польша вложила существенные средства в укрепление обороны страны и усилила свою готовность к возможным военным действиям, а также повысила свое политическое влияние в Молдавии и в регионе в целом.

Турция: финансовые потери не рассчитывались, военные потери 126 тысяч. Дальнейшая экспансия в Венгрию на данном этапе вряд ли возможна ввиду превосходящих сил венгерской армии и удаленности от центра Империи. В любом случае, армия Мехмеда понесла большие потери, атака ее остановлена, и к дальнейшим массированным наступательным действиям в ближайшее время Турция точно не готова. Тем не менее, Османская Империя приобрела две новые провинции, Валахию и Трансильванию, которые, впрочем, непонятно, сможет ли удержать.