Цыгане изначально рабы с рождения.
Цыгане без хозяина считаются рабами князя.
Валашский гражданский кодекс
Итак, цыгане в Валахии и Молдавии считались народом рабов.
Они могли принадлежать горожанам, боярам, церкви или же самому Господарю.
Наиболее тяжелой была участь не государственных, а боярских рабов.
Если первым не возбранялось вести кочевую жизнь,
и главным требованием к ним было – исправно платить оброк,
то последние находились в господских домах и часто подвергались жестокому обращению.
Домашним рабам запрещалось говорить по-цыгански.
Это привело к появлению этнической группы беяши
(от слова beyash или boyash – боярские).
Представители этой группы говорят по-румынски.
Цыгане по отдельности и целыми группами совершали побеги из Дунайских княжеств.
Часть укрывалась в Карпатских горах – этих беглецов называли нетоти.
Часть уходила за границу. В Венгрии ситуация была очень тяжелой,
и в ряде мест мало отличалась от румынских земель
(хотя законодательно это не было оформлено).
Поэтому симптоматичным представляется тот факт,
что большинство побегов имело своей целью Оттоманскую империю.
Отношение горожан к кочующим цыганам – отчетливо негативно-опасливое.
С их точки зрения цыгане – это беглые рабы, конокрады и преступники.
Однако они являются собственностью господаря и формально находятся под его защитой.
Ходят самые жуткие слухи о том, чем занимаются в своих таборах цыгане
и о природе их связи с домом Дракулешти.
Известно, что некоторое количество цыган живет в замке господаря.
Однако, несмотря на опасность, очень многие горожане хотя бы раз в жизни прибегали к помощи цыган.
Все знают, что среди кочевых цыган много знатоков по части гаданий, приворотов, ядов, лекарственных трав.
Многие находили в таборах утешение в делах сердечных или помощь в деле борьбы с врагами.
Однако приличный человек в табор не пойдет, поэтому подобные визиты обычно наносят тайно.
Также иногда за определенную мзду цыганам разрешают петь и плясать
на ярмарках или на улицах в слободе и в бедных кварталах.
Но в целом городские власти стараются не пускать цыган в город.
|
Четырнадцатый апостол
Когда Христа, уже пригвожденного, подняли на кресте, из пустыни явился незнакомец, который пал ниц в пыли у его подножия и стал слизывать кровь, струившуюся с ног распятого.
– Кто ты? – спросили его ученики Христовы, собравшиеся вокруг распятия.
– Я – четырнадцатый его ученик, – ответил незнакомец.
– Раньше мы тебя никогда не видели. Где ты был раньше? – сказали они.
– Раньше? – удивился незнакомец. – Раньше он мне не был нужен. Он не был моим учителем. Я пришел учиться не тому, как жить, а тому, как умирать. Что я сейчас и делаю...
Милорад Павич