( ђ -ять )
Пpодолжение стp.8-13
ГЛАВА I. Происхожднiе современной Румынiи. 1.Первоначальныя свђдђнiя о Дакiи и дако-гетахъ.- Ихъ общественно-поли- тическая организацiя.- Завоеванiе Дакiи Ульпiемъ Траяномъ.- Дакiя пре- вращается в римскую провинцiю.- Полторастолђтiя римскаго господства.- Оставленiе Дакiи императоромъ Аврелiаномъ въ концђ третьяго столђтия.- II. Нашествiе варваровъ: готы, гунны, авары и славяне.- Разгромъ дако-рим- скаго государства.- Дако-римляне ищутъ убђжища въ лђсахъ и на Карпат- скихъ горахъ.- Нђсколько столђтiй ихъ кочевой жизни.- Сближенiе ихъ съ славянами и возвращенiе къ своимъ мђстамъ.- Начало славянской эры и принятiе христiанства.- III. Первыя попытки новой государственной жизни дако-римлянъ въ Трансильванiи.- Нашествiе мадьяръ и вытесненiе рымынъ изъ Трансильванiи.- Печенеги, куманы и монголы.- Конецъ эпохи наше- ствiй.- Распространенiе румынъ на Балканахъ и въ Грецiи.- Основанiе валахо-болгарской имперiи.- Царь Iоанница и война съ Грецiей.- Иннокен- тiй III даетъ санкцию для основанiя валахо-болгарской державы. I. Первоначальныя свђдђнiя о Дакiи, завоеванной въ началђ II вђка Траяномъ и сдђлавшейся впослђдствiи государствомъ ру- мынскаго народа, мы находимъ у Геродота, Страбона и Плинiя, а также и Овидiя. Уже это одно указываетъ на очень давнее про- исхожденiе дакской страны, въ которой жили, согласно греческимъ и рим- скимъ источникамъ, два народа: даки и геты. По всђмъ сохранившимся признакамъ этого перiода, эти предшественники румынъ занимались земледђлиемъ и скотоводствомъ, вели полуосђдлый образъ жизни. На знаменитой траянской колоннђ *), являющейся однимъ изъ лучшихъ памятниковъ того времени, даки и геты изображены убирающими хлђбъ съ поля. Земледђлiе стояло, очевидно, всегда на очень высокой сту- пени у дако-гетовъ, такъ какъ еще въ эпоху Геродота они зани- ___________________ *) Въ память завоеванiя Дакiи императоръ ТРаянъ построилъ в Римђ форумъ, на которомъ была воздвигнута изъ каррарскаго мрамора колонна, превзошедшая по своей красотђ все, что было до тђхъ поръ создано творцами величественныхъ римскихъ монументовъ (работу эту выполнилъ сирiйскiй архитекторъ Аполлодоръ). Въ 99 году послђ Рождества Христова римскiй сенатъ назвалъ эту колонну траянской.
Пpоисхожденiе совpеменной Румынiи. 9 мались винодђлiемъ и имђли прекрасныя поля подъ выгоны. Жили они въ деревянныхъ строенiяхъ, имђли хорошiй скотъ и выдђлы- вали масло, сыръ и другiе продукты натурального хозяйства. По- мимо этого, даки, живя въ Трансильванiи, занимались еще горнымъ промысломъ, добывая вђ большомъ количествђ золото, серебро и другiе металлы. Они занимались, главнымъ образомъ, выдђлкой пред- метовъ искусства изъ драгоцђнныхъ металловъ, но, несмотря на это, горный промыселъ уступалъ совершенно земледђлию, и благодаря тому, что Дакiя представляла собою настоящую житницу, она вела оживлен- ный товарообмђнъ съ другими странами и въ особенности съ Грецiей. Вы- возя хлђбные злаки и сырые матерiалы, какъ шерсть, воскъ, медъ, дако-геты получали взамђнъ этого всђ предметы, необходимые въ домашнемъ обиходђ. Религiозныя вђрованiя этихъ предковъ современныхъ румынъ указываютъ на ихъ сравнительно высокiй культурный уровень. Такъ, поклоненiе предметамъ было у нихъ въ гораздо меньшемъ распро- страненiи, чђмъ у древнихъ нрековъ, римлянъ и славянъ. Изъ матерiальной оболочци ихъ религiозное воззрђнiе выступило довольно рано и претво- рилось въ отвлеченное, идеальное понятiе о безсмертiи души и возрожденiи человъческой природы. Проповђдникомъ этой религiозной идеи былъ нђкто Zalmoxis, котораго дако-геты чтили впослђдствiи какъ свя- того. Геродотъ называетъ жителей древней Дакiи "народомъ без- смертныхъ" - ***** Что касается ихъ общественной и политической организацiи, то она имђла видъ той государственой формы, которую мы встрђчаемъ у всђхъ осђвшихъ народовъ на первой ступени ихъ цивилизацiи. Народъ въ древней Дакiи дђлился на два класса: знатныхъ и простыхъ, и имђлъ одного верховнаго вождя, напоминающего въ нђкоторомъ родђ короля. Близость этой страны къ римскому госу- дарству оказываетъ чрезвычайно благопрiятное влiянiе въ смыслђ быстраго политическаго развитiя дако-гетовъ. Они заимствуютъ у римлянъ ихъ военную организацiю, укрђпляютъ свои пограничныя владђнiя и приходятъ къ мысли о болђе тђсномъ союзђ путемъ окон- чательнаго слiянiя гетовъ и даковъ въ одну нацiональность, под- чиняющуюся общимъ государственнымъ формамъ. Словомъ, за пол-
10 Истоpiя Румынiи. тора столђтiя до Р. Хр. Дакiя достигаетъ въ экономимическомъ, культурномъ и политическомъ отношенiяхъ той высоты, на которой стояло въ то время очень мало государствъ, и не напрасно един- ственнымъ желанiемъ Рима въ эту пору становится завоеванiе Dacia felix, сдђлавшейся потомъ одной изъ самыхъ цвђтущихъ его колонiй. Современникъ Траяна, Плинiй Младшiй, писалъ объ этой странђ своему другу Канинiю, восхвалявшему въ стихахъ войну римлянъ с даками, слђдующее: "Гдђ можно найти столь богатое, новое и поэтическое содер- жанiе, въ которомъ истина кажется такой баснословной? Вы опишите намъ большiя рђки, протекающiя среди прекрасныхъ полей Дакiи, когда-то засохшихъ и безплодныхъ, построенные черезъ нихъ мосты, о кото- рыхъ до сихъ поръ не имђли понятiя; вы изобразите легiоны, расположенные на вершинђ неприступныхъ горъ, короля, котораго нельзя было побђдить никакимъ способомъ и вынужденнаго оставить свою столицу и лишить себя жизни. Вы ипишете намъ двђ побђды, изъ которыхъ одна, одержанная надъ народомъ, до сихъ поръ остававшимся непобђдимымъ, будетъ первой, а другая - будетъ нашей послђдней побђдой"("Epist.", VIII, 4). Естественно, что эта богатђйшая и привлекавшая своими кра- сотами страна, о которой съ такимъ пафосомъ писалъ Плинiй Младщiй, уже давно сдђлалась предметомъ упорныхъ вожделђнiй римскихъ императоровъ. Но побђдить дако-гетовъ, въ виду ихъ блестящей военной организацiи и великолђпныхъ природныхъ укрђ- пленiй ихъ страны, было дђломъ чрезвычайной трудности. Только въ началђ II вђка, когда во главђ римскихъ юлегiоновъ сталъ "самый выдающiйся изъ полководцевъ того времени", импе- раторъ Ульпiй Траянъ, Дакiя была превращена наконецъ, въ рим- скую колонiю. Этому завоеванiю, совершившемуся окончательно въ 106 г. послђ Р. Хр., предшествовало нђсколько походовъ, въ которыхъ побђда оставалась не на сторонђ траяновыхъ войскъ. Но какъ только знаменаримскаго владычества были водружены на вершинахъ Карпатскихъ горъ, такъ сейчасъ со стихiйной силой началось переселенiе въ Дакiю римскихъ колонистовъ. Римскiй историкъ IV вђка, Евтропiй, развказываетъ, что сюда были стя- нуты поселенцы со всђхъ сторонъ римскихъ владђнiй въ цђляхъ
Пpоисхожденiе совpеменной Румынiи. 11 быстрой культурной обработки этой дђвственной во всђхъ отноше- нiяхъ страны ("Ex toto orbe romano infinitas copias hominum eo transtulerat ad agros et urbes colendos", Hadrien, VIII,3). Это обстоятельство имђетъ чрезвычайно важное значенiе, такъ какъ оно указываетъ на многочисленность римскихъ элементовъ среди новыхъ поселенцевъ Дакiи, изъ смешеiя которыхъ съ аборигенами и произошла румынская нацiя *). Кромђ того, судя по другимъ источникамъ, въ предшествовавшихъ завоеванiю Дакiи войнахъ погибла масса коренного населенiя, главнымъ образомъ, мужчинъ, что въ значительной степени должно было способствоваь преобла- данiю римскихъ поселенцевъ надъ дако-гетами. Такъ какъ римскiе завоеватели держались извђстнаго романи- заторскаго принципа, - принципа владыкъ мiра, заключающагося въ томъ, что всђ вновь прiобрђтенныя страны должны были подчи- няться цивилизацiи сувереннаго государства, то вскорђ и Дакiя испытала на себђ всђ послђдствiя траянскаго завоеванiя. Прежде всего въ этой странђ сталъ господствовать латинскiй языкъ, съ такой бы- стротою вытђснившiй существовавшее раньше мђстное нарђчiе, что уже въ началђ слђдующаго за присоединенiемђ къ Риму Дакiи столђтiя языкъ дако-гетовъ становится мертвымъ, мало употребляющимся не только въ сферахъ офицiальныхъ, но и частной жизни. Другой признакъ господства римской цивилизацiи сказался также въ быстромъ насажденiи въ дако-гетской провинцiи политической и административной системы, выработанной въ Римђ. Завоеванная Ульпiемъ Траяномъ Дакiя была раздђлена отнынђ на двђ области: Dacia superior и Dacia inferior, и уже черезъ нђсколько лђтъ, при императорђ Маркђ-Аврелiи (161 г.), наплывъ римскихъ посе- ленцевъ былъ такъ великъ, что потребовалось в интересахъ облег- ченiя управленiя, снова раздђлить ее на три области, Отъ имени римскаго правительства Дакiей правило одно лицо, носившее ти- тулъ: Legatus augusti pro praetore trium Daciarum. Его постояннымъ мђстоприбыванiемъ былъ городъ Sarmisegetusa, нахо- ------------ *) Существунтъ мнђнiе, что среди новыхъ поселенцевъ въ завоеванной Дакiи были и другiе элементы, какъ, напрмђръ, египтяне, фригiйцы, афри- канцы, германцы, но преобладающее значенiе имђли все-таки римляне.
12 Истоpiя Румынiи. дившiйся на югђ отъ трансильванскихъ альповъ, хотя главнымъ горо- домъ Дакiи продолжал оставаться Apulum или Alba Julia (нынђ Карлсбургъ), лежащiй немного сђвернђе. Въ мђстопре- быванiи римскаго Legatus'a собирался также большой провин- цiфльный совђтъ. Помимо политической власти, Которая олиценво- рялась въ особђ "Legatus augusti", Траяномъ была установлена здђсь еще власть чисто-фискальная, раздђлявшая между тремя прокураторами - число, соотвђтствующее административному дђленiю Дакiи. На прокураторовъ возлагалась, главнымъ образомъ, обязан- ность сборщиковъ податей, причемъ надо замђтить, что въ ту пору это была, кажется, единственная римская колонiя, гдђ подати въ пользу метрополiи собирались исключительно серебряной монетой, а не натурой. Изъ другихъ римскихъ установленiй въ Дакiи обращала на себя вниманiе организацiя городовъ. Послђднихъ было два типа: муниципiи и колонiи, и различiе между ними существовало постольку, поскольку вообще можно было проводить границы между римскимъ правомъ и обычнымъ правомъ господствовавшей въ дан- ной мђстности народности. "Колонiи" были городами римскихъ посе- ленцевъ или городами, въ котрыхъ послђднiе преобладали надъ коренными жителями, и въ нихъ дђйствовало такъ называемое jus italicum. Тутъ все было сорганизовано по образцу римскихъ го- родскихъ учрежденiй, вплоть до регламентацiи внутреннихъ хозяй- ственныхъ и бытовыхъ отношенiй. Къ числу колонiй принадлежали Sarmisegetusa и Apulum. Въ муниципiяхъ же жили почти исключительно дако-геты, которые за извђстныя обязательства, въ видђ ли уплаты особыхъ податей или поставки войска, пользовались самоуправленiемъ и не подчинялись, что касается городской жизни, римскимъ правовымъ нормамъ. Траянъ, очевидно, понималъ, будучи самъ выходцемъ изъ испанской колонiи Рима, что jus italicum, какъ основа римской цивилизацiи, не всегда можетъ примђняться полностью въ завоеванныхъ странахъ, и что абсолютное его распро- страненiе является часто не желательнымъ. Его система городскихъ учрежденiй, дђлящихся на колонiи и муниципiи, показала до нђко- торой степени его большую политическую зрђлость и свидђтельствовала
Пpоисхожденiе совpеменной Румынiи. 13 о томъ, что онъ явился не только блестящимъ полководцемъ, но и отличнымъ законодателемъ. Однако, сила влiянiя римскаго права и римской цивилизацiи была настолько велик, что этот единствен- ный, казалось, оплот самобытной культуры завоеванной Дакiи - муниципiи - сталъ постепенно исчезать, преврещаясь въ оплотъ римской культуры. Произошло это, надо полагать, безъ всякаго внђшняго давле- нiя, путемъ естественнаго превосходства новыхъ муниципальныхъ формъ, внесенныхъ римскими колонистами, надъ остановившимися въ своемъ развитiи эмбрiонами городской жизни древней Дакiи. Всђ новђйшiя изслђдованiя муниципальной организацiи Дакiи въ эпоху владычества римлянъ констатируютъ этотъ процессъ полнаго разложенiя само- бытной дако-гетской культуры и перехода ея какъ бы въ высшую форму, - римскую. Нђтъ ни одного случая, чтобы колонiя снизошла на степень муниципiи, чтобы римское право уступило мђсто обыч- ному праву; напротивъ, всегда происходитъ обратное превращенiе, или, въ лучшемъ случађ, города становятся въ одно и то же время колонiями и муниципiями. Организацiя завоеванной Дакiи по образцу римскихъ устано- вленiй шла не только въ политическомъ и административномъ отно- шенiяхъ, но и въ отношенiи общественномъ или, вђрнђе, въ соцiаль- номъ. Всђ находящiеся въ то время въ Дакiи трудящiеся элементы были объединены въ коллегiи по ихъ ремеслу. Такъ, напримђръ, встрђчаются коллегiи: aurarii - занимающихся добычей золота, fabri - занимающихся кузнечнымъ, столярнымъ и слесарнымъ ре- месломъ и даже коллегiи занимающихся переноской на носил- кахъ - lecticarii. Торгово-промышленное сословiе траянской Дакiи имђло также свою организацiю, носившую названiе коллегiи nega- tiatorum. Мы уже говорили выше о естественныхъ богатствахъ Дакiи и о ея плодородiи. Римскiе поселенцы, прибывшiе сюда, сразу обратили серьезное вниманiе на земледђльческiй трудъ, который, по ихъ мнђнiю, долженъ былъ сильно обогатить римскую имперiю. Но каковы были формы земледђлiя и землевладђнiя въ эту эпоху, трудно точно установить, за отсутствiемъ достаточныхъ изслђдованiй въ области хозяйственной жизни древней Дакiи. Если принять во
14 Истоpiя Румынiи. вниманiе всесторонее развитiе римской культуры въ Дакiи послђ ея завоеванiя Ульпiемъ Траяномъ, то аграрныя отношенiя здђсь, надо полагать, покоились на все томъ же неизмђнномъ jure ita- lico. Прежде всего не надо забывать, что собственно незадолго до вторженiя римлян въ Дакiю дако-геты сдђлались окончательно осђдлымъ народомъ, и что, стало-быть, не ранђе какъ къ I вђку после Р. Хр. они могли перейти къ высшей формђ хозяйственной жизни. Но, несмотра на это, форма землевладђнiя дако-гетовъ до траянскаго завоевания была троякаго рода. Вся земля, носящая въ себђ залежи драгоцђнныхъ и другихъ металловъ, принадлежала государству, была, такъ сказать, доманiальной собственностью.