( ђ -ять )
Пpодолжение стp.130-134
130 Исторiя Румынiи. правители Валахiи было инсценировано имъ довольно оригинально. Мечная давно о монаршей власти и считая себя вполнђ достойнымъ этой чести, онъ тщательно скрывалъ отъ бояръ свои стремленiя. Благодаря этому, сторонники Бранковано указывали на него какъ на человђка, всђмъ сердцемъ преданнаго нацiональному дђлу; они считали его стоящимъ выше партiйныхъ интересовъ и личныхъ вожделђнiй. И когда послђ смерти Щербана Кантакузена выборъ палъ на Бранковано, то онъ "благородно" отказался отъ предло- женнаго ему престола, мотивируя это тђмъ, что не способенъ къ роли правителя. Но, уступивъ, послђ долгихъ настоянiй валахскихъ бояръ, онъ обратился къ нимъ съ рђчью, въ которой сразу обнаружилъ независимый тонъ и твердость своей воли. "Я склонился на ваши убђдительныя просьбы, - сказалъ онъ боярамъ, - я отказался отъ спо- койствiя частной жизни, и противъ моей воли вы избрали меня своимъ княземъ. С этой минуты я жду, чтобы вы строго испол- няли свои обязанности; я жду отъ васъ любви и вђрности непо- колебимой, если желаете видђть и во мнђ милость и откровенность души. Поддержимъ другъ друга на этомъ поприщђ, чтобы под- держать правосудiе и миръ во ввђренномъ мнђ княжествђ". Братья Кантакузены, бывшiй молдавскiй господаръ Михаилъ Раковица и другiе извђстные бояры ставили пораженiе Петра на бере- гахъ Прута въ прямую вину "Iудђ" Бранковано, какъ стали его называть съ этого времени. Съ другой стороны, французскiй послан- никъ тайно сообщалъ султану о сношенiяхъ Бранковано съ австрiй- скимъ императоромъ и совђтывалъ ему удалить этого опаснаго вассала. Въ Валахiи составился противъ Бранковано заговоръ, вышеназванные бояры рђшили выдать его Оттоманской Портђ. Раковица, который былъ обязанъ своимъ низверженiемъ доносамъ Бранковано, поклялся своей собственной жизнью доставить султану валахскаго господара живымъ или мертвымъ. Постепенно Бранковано окружали враги и предатели, которые сообщали заговорщикамъ о каждомъ его шагђ. Такимъ образомъ, уловивши однажды безопасную минуту, въ ком- нату валахскаго господара вошелъ представитель оттоманской власти, бывшiй личный другъ Бранковано, Капиджи-Мустафа-Ага, и объявилъ ему, что по распоряженiю султана онъ арестованъ. При этомъ Мустафа-
Эпоха фанарiотовъ. 131 Ага набросилъ на голову Бранковано черный платокъ и крикнулъ: ты низверженъ! Тотъ бросился къ окну, сталъ звать на помощь своихъ гвардейцђвъ, но кругомъ было пусто и тихо. Знавшiе объ этомъ наканунђ придворные бояры увели за черту города дворцовую ар- мiю, чтобы безъ особыхъ народныхъ волненiй совершить свое дђло. Тђмъ не менђе, когда увозили изъ Бухареста Бранковано, со всей его семьей, за его колесницей шелъ и проливалъ слезы румынскiй народъ. Онъ считалъ Бранковано однимъ изъ лучшихъ правителей, видђлъ въ немъ представителя доблестнаго рода и былъ увђренъ, что онъ палъ благодаря внутреннимъ и партiйнымъ распрямъ, бла- годаря дворцовымъ интригамъ. Такую симпатiю народа, несмотря на свою неблаговидную роль, какую онъ игралъ во внђшнихъ дђлахъ Валахiи, Бранковано заслу- жилъ другой стороной своей дђятельности. Пользуясь тђми момен- тами, когда внђшнiя событiя протекали спокойно для валахскаго княжества, Бранковано занимался внутренними реформами. Ему съ самаго начала своего царствованiя казалось, что прежде всего ру- мынскiй народъ страдаетъ отъ отсутствiя опредђленной фискальной системы и отъ неравномђрнаго распредђленiя налоговъ. И, дђй- ствительно, чтобы упорядочить финансовую организацiю государства слђдовало кореннымъ образомъ измђнить не только систему фиска, но и самый способъ взиманiя налоговъ. При этомъ необходимо было, конечно, дђйствовать вопреки установившимся традицiямъ и выдвинуть въ качествђ главнаго плательщика налоговъ не крестьянъ, а бояръ. Бранковано, правда, еще не рђшился на такую реформу, но уже по тому, какъ радикально при немъ былъ поставленъ вопросъ о преобразованiи фиска, видна была съ его стороны тен- денцiя уничтожить боярскiя льготы. Бранковано созвалъ представи- телей боярскаго сословiя и предложилъ имъ высказаться по поводу намђченныхъ реформъ, причемъ онъ вполнђ справедливо указалъ на старую податную систему какъ на причину гибели валахскаго княжества. Онъ представилъ имъ подробный отчетъ за послђднiя нђсколько лђтъ, изъ котораго видно было, что при всђхъ жесто- кихъ способахъ взиманiя податей недоимки достигаютъ невђроят- ныхъ размђровъ, ибо гдђ же, въ самомъ дђлђ, крестьянамъ платить
132 Исторiя Румынiи. въ казну подати, когда все, что они имђли, отдавалось помђщику - ихъ непосредственному хозяину и властелину. Объ этомъ, понятно, не говорилось ничего въ отчетђ Бранковано, но всђ это понимали отлично сами, и вотъ почему большинству присутствовавшихъ на собранiи бояръ показалось неумђстной со стороны ихъ правителя его попытка вмђшаться въ отношенiя помђщика и крестьянина. Тђмъ не менђе, валахскiе бояры вмђстђ съ Бранковано выработали временную мђру, по которой взиманiе податей съ крестьянъ происходило по чет- вертямъ года. При этомъ условiи валахскимъ крестьянамъ было го- раздо легче уплачивать государственные долги, но общее положенiе ихъ, въ смыслђ единственнаго податного сословiя, осталось попрежнему. Все же въ лицђ Бранковано, имђвшаго только намђренiе нарушить привилегiи бояръ, валахскiе крестьяне видђли своего заступника. И съ полнымъ правомъ они смотрђли на его низверженiе съ престола какъ на результатъ сословной травли противъ него, какъ на дђло интриги бояръ. Бранковано былъ выданъ султану 7 апрђля 1714 года, а казнь его на одной изъ прилегающихъ къ константинопольскому дворцу площадей состоялась 15 августа того же года. Все это время онъ вмђстђ со своей семьей томился въ семибашенной тем- ницђ, подвергаясь ужаснымъ пыткамъ. По отношенiю къ своему сюзерену Бранковано оказался Iудой, за что и понесъ тяжелую расплату, но смерть его была достойна какого-нибудь легендарнаго героя. Вотъ что разсказываютъ о ней очевидцы казни Бранковано и его семьи. Передъ кiоскомъ, въ которомъ находился султанъ со всей своей свитой, на колђняхъ и съ завязанными назади руками были поставлены въ рядъ: Бранковано, два его сына, его зять и слуга. Послђ того, какъ имъ было позволено произнести молитву, палачъ однимъ ударомъ заострен- ной сабли снялъ сначала голову слугђ, затђмъ зятю, старшему сыну, и, когда дошла очередь до младшаго сына Бранковано, которому всего лишь было шестнадцать лђтъ, тотъ закричалъ, что приметъ маго- метанство, если ему султанъ подаритъ жизнь. Тогда Бранковано обратился къ своему сыну и сталъ упрекать его въ малодушiи. "Лучше умереть тысячу разъ, если бы это было возможно, - говорилъ отецъ сыну, - чђмъ отступить отъ вђры Христа для того, чтобы продлить еще на нђсколько лђтъ свою жизнь на землђ". Послђ этихъ словъ мальчикъ сказалъ палачу: "Я хочу умереть христiаниномъ, руби"!
Эпоха фанарiотовъ. 133 Черезъ нђсколько секундъ рядомъ съ молодой головой невиннаго юноши легла убђленная сђдиной голова его отца. Ихъ трупы были выброшены тутъ же въ море, а отрубленныя головы въ продолженiе трехъ дней висђли для публичнаго обозрђнiя на воротахъ дворца падишаха. Такъ закончилось царствованiе послђдняго валахскаго господара, избраннаго изъ среды румынской нацiи. "Бранковано стре- мился всегда быть на сторонђ сильнаго. Онъ плылъ между двумя теченiями, поддерживалъ равновђсiе, обманывалъ то однихъ, то другихъ до тђхъ поръ, пока не наступилъ, наконецъ, его фаталь- ный часъ. Нельзя отрицать, что въ борьбђ между австрiйцами и турками Бранковано доказалъ только, что владђетъ въ совершен- ствђ искусствомъ лавировать, и если онъ былъ менђе счастливъ въ той же борьбђ Турцiи съ Россiей, то въ этом онъ не совсђмъ виноватъ. Онъ палъ жертвой черезчуръ быстрой смђны со- бытiй, которыхъ не могъ предвидђть ни одинъ человђческiй умъ". Такъ характеризуетъ этого господара Валахiи одинъ изъ румын- скихъ историковъ. Dђйствительно, со времени Карловицкаго мира въ румынскихъ княжествахъ произошло множество перемђнъ. Они вступаютъ въ сно- шенiя съ Россiей, организуютъ нђчто въ родђ христiанской коа- лицiи на Ближнемъ Востокъ, но за всъмъ тђмъ, приближается и эпоха господства фанарiотовъ. Выдавъ Бранковано Портђ, валах- скимъ боярамъ уже не удалось отстранить "нашествiе" грековъ. Послђ Стефана Кантакузена (1714-1715) престолъ въ Валахiи занялъ Николай Маврокордато, сдђлавшись послђ Димитрiя Кан- темира вторично господаромъ Молдавiи (1711). Румынская исторiя до наступленiя эпохи фанарiотовъ имђетъ, какъ и исторiя всякаго народа, свои этапные пункты; она прошла черезъ нихъ, оставивъ кровавые слђды, и по сiе время свидђтель- ствующiе, что румынская нацiя имђла въ своемъ организмђ жизненные элементы. "Стефанъ Великiй, Михаилъ Храбрый, Константинъ Бран- ковано, - каждый изъ нихъ обозначаетъ, въ столђтнемъ промежуткђ инждк одной и другой эпохой, три этапа, пройденныхъ румынскимъ народомъ. Онъ переходитъ постепенно отъ свободы къ рабству, отъ львиной храбрости къ лисьей хитрости, отъ почетной жизни къ
134 Исторiя Румынiи. низкому и гнусному положенiю". Но прежде, чђмъ стать румынской нацiей въ собственномъ смыслђ, объединенной политически и слив- шейся въ культурномъ отношенiи, придунайскiя княжества пережи- ваютъ еще четвертый этапъ - иго фанарiотовъ. II. Въ XVIII столђтiи въ румынскихъ княжествахъ была ходя- чей поговорка, что молдавскiе и валахскiе господары - это два глаза Оттоманской имперiи, обращенные на Европу. Чтобы понять дђй- ствительный смыслъ этой поговорки, нђсколько въ перефразирован- номъ видђ повторяющей древнее сказанiе "объ ушахъ и глазахъ" восточныхъ деспотовъ, слђдовало бы разсказать подробно исторiю каждаго фанарiота, правившаго судьбами румынскихъ государствъ. Несмотря на общность политической системы, примђняемой фана- рiотами, каждый изъ нихъ ухитрялся быть своеобразнымъ правите- лемъ. Но свойственная всђмъ имъ, столь индивидуальнымъ въ системђ народной эксплуатацiи и нацiональнаго угнетенiя, общая поли- тическая система является продуктомъ ихъ расовой психологiи и культуры. Подобно тому, какъ анжуйцы и габсбурги въ Венгрiи придавали совершенно своеобразный характеръ тђмъ эпохамъ ея исторiи, въ которыхъ имъ приходилось быть вершителями судебъ, и создавали такiе порядки въ государственной организацiи, что нерэдко вызывали со стороны управляемаго им народа политическую оппози- цiю, фанарiоты въ придунайскихъ княжествахъ вносили вмђстђ съ собой такiя общiя административныя схемы и правовыя нормы, которыя толкали румынъ на путь все большаго и большаго нацiональнаго протеста. Все, что создалось изъ отдђльныхъ "индивидуальныхъ" проявленiй политическаго разума фанарiотовъ, вся совокупность малыхъ и крупныхъ политическихъ явленiй XVIII вђка, носитъ въ румын- скихъ княжествахъ названiе "стараго режима", и противъ него, какъ противъ совершенно чуждаго румынамъ фактора греческой куль- туры, направилась ихъ неизсякаемая энергiя. Hо, когда мы приступаемъ къ знакомству съ эпохой фанарiо- товъ въ румынской исторiи, мы невольно спрашиваемъ себя, ка-