( ђ -ять )
Пpодолжение стp.170-179
170 Исторiя Румынiи. княжествъ и загнаны въ деревенскую глушь, заискивали передъ дворомъ, дђлая видъ, что очень довольны и своимъ положенiемъ и судьбой своего отечества. Когда-то мы видђли ихъ сплотивши- мися подъ знаменемъ нацiональнаго освобожденiя и политической независимости; теперь же, въ особенности въ концђ XVIII вђка, они смотрятъ уже на эту идею какъ на несбыточную утопiю, способ- ную увлечь лишь горячiя головы и молодыя сердца. "Нацiональная оппозицiя" еще имђла своихъ эпигоновъ; но они проповђдывали не окончательное освобожденiе отъ иноземнаго ига, а лишь переходъ отъ подчиненiя туркамъ къ зависимости отъ русскихъ. Острые углы румынской исторiи какъ бы исчезли; несоотвђтствiя между румынской и эллинской культурой перестали тревожить нђкогда могущественный классъ бояръ. Страна уснула крђпкимъ сномъ, но кто могъ думать теперь, въ эту мрачную и, казалось, навсегда утвердившуюся эпоху, что сонъ этотъ будетъ непродолжительнымъ? Кто могъ быть пророкомъ, предсказавъ румынскому народу, что черезъ нђсколько лђтъ, послђ первыхъ же раскатовъ революцiонной бури во Францiи, наступитъ и его очередь стряхнуть съ себя вђ- ковое политическое ярмо и вылупиться изъ скорлупы нацiональнаго порабощенiя? Сношенiя отсталыхъ народовъ съ передовыми государствами имђютъ огромное значенiе въ исторiи развитiя мiровой цивилизацiи. Румынскiя государства, находясь на рубежђ девятнадцатаго вђка, начинаютъ какъ-бы будто понимать, въ чемъ кроется истинный смыслъ нацiональнаго возрожденiя, и сразу, разными путями, вступаютъ въ близкое соприкосновенiе съ Европой. Первымъ дђломъ, они вывозятъ оттуда предметы роскоши. Европейскiе костюмы, домашняя обстановка, щегольскiе экипажи,-все это показываетъ, что первая брешь от- крыта, что румынскiе бояры въ этой погонђ за европейской "фор- мой" ищутъ выхода изъ своей рутины. Но за этимъ слђдуетъ вскорђ другая стадiя, когда они начинаютъ изучать европейскiе языки, главнымъ образомъ, французскiй язык, какъ болђе модный и болђе полезный. Почти въ каждомъ боярскомъ домђ имђется въ качествђ воспитателя французъ или французская гувернантка; у румынскаго, такъ называемаго высшаго общества вырабатываются
Эпоха фанарiотовъ. 171 французскiе вкусы, дворяне говорятъ только по-французски, и не- знанiе этого языка считается уже mauvais ton'омъ. Въ какой- нибудь одинъ десятокъ лђтъ румынскихъ дояръ нельзя узнать; они обнаруживаютъ уже интересъ къ такимъ вопросамъ, которые раньше казались имъ чуждыми или праздными. Однако, это тяготђнiе к; Западу обозначаетъ не только желанiе бояръ подражать красивой модђ, но и кое-что другое. Въ концђ XVIII вђка Молдавiя и Валахiя переживаютъ ужасную встряску. Вторженiя русскихъ, безпрерывныя войны съ ними Турцiи, частыя перемђны на государственномъ престолђ, мир- ные трактаты, ихъ нарушенiя, предполагаемый раздђлъ Оттоманской имперiи, сомнительная судьба придунайскихъ княжествъ-все это, вмђстђ взятое, заставляетъ самые инертные элементы румынской нацiи заговорить на политическую тему. Какъ-разъ въ это время объявляется паденiе стараго режима во Францiи. Прибывшiе въ румынскiя княжества греческiе купцы изъ обычныхъ путешествiй по торговымъ городамъ Европы привозятъ съ собой контрабанд- нымъ путемъ цђлыя связки французскихъ книгъ и брошюръ. Среди бояръ уже находится довольно значительный контингентъ лицъ, который можетъ свободно читать привезенныя французскiя книжки. Изъ нихъ они впервые узнаютъ, что "свобода, равенство и брат- ство" есть основное начало политическаго либерализма и демо- кратическаго государственнаго строя. Постепенно они вчитываются все больше и больше въ эти книжки, пока, наконецъ, не стано- вятся сами на точку зрђнiя господствующихъ идей. Звуки французской марсельезы доносятся во всђ углы Балкан- скаго полуостроваъ угнетенные христiанскiе народы, живущiе еще въ атмосферђ мусульманскаго ига, начинаютъ тосковать по свободђ. Больше всђхъ кажутся встревоженными грекиъ они начинаютъ меч- тать о совдиненiи своихъ разрозненныхъ силъ и о возсозданiи новой греческой имперiи. Центромъ этого нацiональнаго греческаго дви- женiя становится, какъ ни странно, столица Валахiи, Бухарестъ, гдђ помимо этого происходитъ броженiе и въ умахъ румынъ. Въ 1786 году въ Бухарестъ прибываетъ изъ Константинополя нђкiй Ригасъ, родомъ изъ Оессалiи, поставившiй себђ цђлью объединенiе
172 Исторiя Румынiи. всђхъ грековъ на почвђ политическаго освобожденiя. Ригасъ печталъ о Новой Грецiи, соединенной изъ отдђльныхъ автономныхъ респуб- ликъ, гдђ бы на практикђ осуществлялись великiе принципы Фран- цузской Республики. Въ то время, когда Францiя кончала счеты со "старымъ режимомъ", въ Бухарестђ, по иницiативђ Ригаса, было учреждено общество, называвшееся "Союзъ друзей" или "Гетерiя" (H ). Въ теченiе трехъ лђтъ (1791-1794). "Ге- терiя" сдђлала голоссальные успђхи. Въ число членовъ вступали греки отовсюду и различнаго общественнаго положенiя, начиная съ обыкновеннаго купца и кончая знатнымъ царедворцемъ. Эта "Ге- терiя" и послужила въ сущности румынскимъ боярамъ той поли- тической школой, въ которой они научились сплачиваться для борьбы съ врагами ихъ свободы и независимости. Влiянiе французской революцiи на румынъ имђло двоякое значенiе: во-первыхъ, оно поставило передъ ними задачу сверженiя "стараго режима" въ политическом смыслђ, т.-е. освобожденiя того ига, которое давило ихъ нђсколько вђковъ и которое олице- творилось потомъ въ династiи фанарiотовъ. Снова блеснула мечта объ уничтоженiи турецкаго владычества, существовавшаго въ XVIII в. de jure, и объ изгнанiи изъ придунайскихъ княжествъ фанарiотовъ, господствовавшихъ надъ румынами въ эту эпоху de facto. Ру- мынская аристократiя подымала све выше голову, и это былъ един- ственный классъ въ странђ, который дђйствительно могъ сдђлать все при своемъ желанiи, могъ поднять знамя политической рево- люцiи. Другое значенiе французскаго влiянiя заключалось въ томъ, что румынскiе бояры, прежде чђмъ достичь прямой цђли, т.-е. своей государственной самостоятельности, стремились ослабить власть греческой аристократiи, свившей себђ въ румынскихъ кня- жествахъ теплое гнђздо. Такимъ образомъ, предстояла нелегкая борьба-борьба на два фронта: уничтоженiе иноземныхъ господарей и изъятiе грековъ изъ общественной и политической жизни страны. Греческiе гетеристы не скрывали того, что къ числу тђхъ "малень- кихъ республикъ", изъ которыхъ впослђдствiи должна была соста- виться по ихъ проекту новая эллинская имперiя, они относили и княжества Валахiю и Молдавiю, а фанарiоты, въ свою очередь,
Эпоха фанарiотовъ. 173 мечтавшiе объ освобожденiи отъ турецкой зависимости, подготовляли себђ здђсь почву для окончательнаго укрђпленiя на господарскомъ престолђ ихъ династiи. Это только усиливало чувство патрiотизма у румынскихъ бояръ, выработавшихъ уже кђ этому времени опре- дђленный планъ своихъ активныхъ выступленiй. Какъ на характеристику политической мысли конца XVIII сто- лђтiя въ румынскихъ странахъ можно указать на любопытный проектъ молдавскаго логооета (канцлеръ) Димитрiя Стурдзы о ре- организацiи государственнаго управленiя, которое должно было при- близиться къ типу "аристо-демократической республики". Согласно этому проекту, румынскiя княжества должны имђть три нацiональ- ныхъ учрежденiя. Собранiе высшихъ бояръ, Великiй Диванъ, со- стоящiй изъ пятнадцати членовъ и исполняющiй функцiи исполни- тельной власти, и затђмъ законодательное собранiе низшихъ дво- рянъ и низшаго духовенства; ђто должно быть собранiе такъ на- зываемыхъ "правельниковъ". Законодательное собранiе должно было имђть также пятнадцать членовъ; трое изъ нихъ, вмђстђ съ тремя чле- нами Дивана, должны составлять законопроекты. Послђнiе обсужда- ются только въ собранiи "правельниковъ"; въ Верхней же Палатђ или въ Диванђ они получаютъ свою окончательную санкцiю. Третье политическое учрежденiе проектировалось создать по образцу англiй- ской палаты общинъ, куда бы выбирались по три депутата отъ каждаго округа; оно должно было обладать правомъ бюджетнаго кон- троля и распредђленiя государственныхъ налоговъ. Верховная власть переходитъ въ руки высшихъ дворянъ, завђдающiхъ въ Великомъ Диванђ. Такимъ образомъ, этотъ своеобразный проектъ политиче- скаго преобразованiя, въ которомъ отражаются освободительныя идеи конца XVIII вђка, занесенныя сюда изъ Европы, и психологiя при- вилегированнаго сословiя, связаннаго еще крђпкими нитями со всђмъ старымъ общественнымъ укладомъ, дђйствительно устанавливаетъ рес- публиканскiй строй, въ которомъ причудливымъ образомъ примиряются такiя противорђчiя, какъ аристократизмъ и демократическое начало. Но характернымъ является то, что французская революцiя дала въ румынскихъ государствахъ толчокъ къ развитiю новыхъ политиче- скихъ идей; вопросы же экономическiе, соцiальныя реформы оста-
174 Исторiя Румынiи. влялись въ сторонђ, и лишь въ 1821 г., когда вспыхнула крестьянская революцiя подъ предводительствомъ Владимиреско, они начинаютъ привлекать къ себе вниманiе общества. И это понятно: во всђхъ тђхъ странахъ, гдђ руководящую роль играло дворян- ское сословiе, гдђ городской классъ отсутствовалъ или соста- влялся не изъ той нацiи, къ которой принадлежали дворяне, тамъ соцiальныя реформы были скорђе дђломъ удачной политики монар- ховъ, чђмъ общественной иницiативой. Кромђ того, политическое освобожденiе румынъ лежало въ интересахъ всђхъ классовъ общества, оно ихъ объединяло, заглушивъ на время сословный и экономическiй антагонизмъ, тогда какъ преобразованiя въ области соцiальной и хозяйственной жизни подрывали бы до основанiя ту почву, на ко- торой шло это трогательное сословное единенiе во имя высшихъ интересовъ отечества. Изъ всђхъ государствъ, въ которыхъ духъ политической оппозицiи родился въ эпоху французской революцiи 1789 г., румынскiя княжества являются типичнђе всђхъ въ смыслђ узкаго пониманiя новыхъ идей, въ смыслђ умышленнаго отстраненiя правящимъ классомъ экономики отъ политики. Между тђмъ, фанарiоты продолжали упрочивать свое положенiе въ придунайскихъ княжествахъ. Послђднiе успђхи Россiи на Востокђ убђдили ихъ, что дни могушества Оттоманской имперiи сочтены, что ея значенiе, какъ первоклассной державы, въ дипломатическомъ мiрђ давно уже подорвано. Они понимали, какъ сильно зависитъ ихъ положенiе въ румынскихъ странахъ отъ дальнђйшей судьбы Турцiи, и поэтому начинаютъ сближаться съ русскимъ правитель- ствомъ. Если Валахiя и Молдавiя подпадутъ подъ протекторатъ Россiи, и если отношенiя послђдней съ фанарiотами не будутъ ни- чђмъ нарушены, то тогда-полагали они-господарскiй престолъ на- долго будетъ обезпеченъ зп ихъ династiей. Ихъ ошибочный взглядъ по поводу восточной политики Россiи основывался, повидимому, на тђхъ слухахъ, которые исходили изъ Францiи. Это государство, мђшавшее успђхамъ русскихъ въ войнђ съ турками, говорило, что придунайскiя княжества нужны Россiи лишь какъ первый шагъ къ Константинополю. Впрочђмъ, во внђшней политикђ, фанарiоты были ловкими эквилибристами. Они заранђе знали, какiе шаги предпринимаются
Эпоха фанарiотовъ. 175 Европой на Востокђ, какую роль играетъ въ дђйствительности Россiя въ этомъ дђлђ, и возможно, что ихъ разсчеты опирались на вђрные факты. Съ другой стороны, существуетъ мнђнiе, подтвер- ждающее стремленiе фанарiотовъ добиться, путемъ добрыхъ отношенiй съ Россiей, согласiя на признанiе будущей греко-восточной им- перiи. Однако, оффицiальному оформленiю этихъ симпатiй фанарiо- товъ къ русскимъ помђшали внутреннiя распри валахскихъ и мол- давскихъ господарей. Съ 1791 по 1802 годъ въ этихъ двухъ княжествахъ шла безпрерывная борьба между Михаиломъ Сутцо, Александромъ Ипсиланти и Александромъ Морузи. Каждый изъ нихъ, желая возможно дольше удержаться на тронђ, давалъ все- возможныя обђщанiя румынскому народу, никогда, впрочемъ, не выполнявшiяся. Тутъ были проекты и политическихъ реформъ и широкихъ соцiальныхъ преобразованiй. Благодаря послђднимъ обђ- щанiямъ, на молдавскiй престолъ въ 1792 г. вступилъ Александръ Морузи; онъ былъ единственнымъ княземъ этого послђдняго десяти- лђтiя XVIII вђка, который сдержалъ, въ нђкоторой степени, свои обђщанiя. Урбарiумъ Морузи-такъ назывался его законъ, регули- рующiй аграрныя отношенiя- былъ изданъ въ пользу бояръ, а не эксплуатируемыхъ ими крестьянъ. Онъ дђлалъ для послђднихъ обя- зательными слђдующiя повинности: обрабатывать весной и лђтомъ до трехъ фальчи (1 фальча=1,3 десятины) помђщичьей земли; скосить одну фальчу; отдавать помђщику ежегодно одинъ пчелиный рой и десятую часть всђхъ продуктовъ своего труда; на свой счетъ починять мельницы и плотины; доставлять по два воза дровъ съ каждой души и т. д. Въ видђ льготы, имъ разрђшалось только вмђсто себя посылать поденныхъ рабочихъ на отбытiе барщины. Трудно было предсказать, какiя послђдствiя повлекутъ заахъ со- собой вђ концђ XVIII вђка установившiяся при фанарiотахъ со- цiальныя отношенiя. Противъ административной системы этихъ го- сподарей и противъ политической конъюнктуры, созданной многими вђками иноземнаго владычества, румынскiе руководящiе классы охотно поднимали знамя возстанiя. Что же дђлали низшiе классы? Какъ реагировали они на всђ притђсненiя? Какъ относились они къ освободительнымъ идеямъ, идущимъ мимо нихъ? Отвђтить на
176 Исторiя Румынiи. этотъ самъ по себђ возникающiй при подведенiи итоговъ данной эпохи вопросъ является труднымъ. Если, какъ мы видђли выше, верхи румынскаго общества, богатый и привилегированный классъ стоялъ въ XVIII вђкђ на такомъ низкомъ уровнђ умственнаго развитiя, что едва только могъ читать и писать, то въ какомъ состоянiи находился тотъ классъ, который жилъ въ рабствђ, ис- полнялъ для этихъ господъ обязанности вьючнаго животнаго? По- нятно, что далекiй отъ всякихъ просвђтительныхъ идей румынскiй крестьянинъ не могъ относиться сознательно даже къ своимъ чисто классовымъ интересамъ, и вотъ почему въ тђ моменты обществен- наго подъема, когда бояры въ лозунгђ "спасенiе отечества" выставляли требованiя исключительно политическаго характера, когда они весьма не двусмысленно замалчивали тђ стороны "ста- раго порядка", которыя нуждались въ безотлагательныхъ и радикаль- ныхъ реформахъ, этотъ обманутый крестьянинъ самоотверженно шелъ на подмогу боярамъ. Всюду, гдђ только нужна была физическая сила, тамъ румынское дворянство имђло огромныя полчища своихъ рабовъ, слђпо повиновавшихся имъ во всемъ, слђпо вђровавшихъ въ свђтлое будущее, которое наступитъ-де послђ сверженiя иноземнаго ига. До начала XIX столђтiя классовыя противорђчiя не мђшаютъ румынамъ вести борьбу противъ фанарiотовъ и эллинскаго влiянiя, и только въ 1821 году вспыхнувшая серьезная крестьянская рево- люцiя является результатомъ этого "мирнаго", но далеко не искрен- няго сожительства бояръ и крестьянъ. С внђшней стороны эпоха фанарiотовъ была не менђе гу- бительна для придунайскихъ княжествъ, чђмъ ихъ внутреннее со- цiально-политическое разложенiе. Это особенно замђтно въ концђ XVIII вђка. Государства россiйское и австрiйское укрђпляли на Востокђ свои позицiи въ ущербъ цђлости Валахiи и Молдавiи. Послђ каждой русско-турецкой или австро-турецкой войны онђ те- ряли чсть своей территорiи. Однако, въ слђдующемъ столђтiи это территорiальное уменьшенiе румынскихъ княжествъ достигаетъ прямо- таки колоссальныхъ размђровъ. Бросивъ бђглый взглядъ на тотъ историческiй путь, который былъ пройденъ румынами со времени основанiя Валахiи и Молдавiи, нельзя не удивляться той медленности,
Эпоха фанарiотовъ. 177 съ какой они шли впередъ къ своей намђченной цђли: на- цiональное и государственное объединенiе. Вся ихъ борьба въ этомъ направленiи велась до сихъ поръ въ видђ пассивныхъ сопротивленiй политическимъ силамъ, мђшавшим этому слиянiю. Гораздо болђе они успђваютъ въ XIX столђтiи, которое, въ сущности, покры- ваетъ всю предшествующую исторiю румынъ. ___________
178 ГЛАВА VI. _________ Румынiя в XIX столђтiи. I. Русско-турецкая война 1806-1812 гг.-Бухарестскiй договоръ и оконча- тельное присоединенiе Бессарабiт къ Россiи.-Послђднiе фанарiоты.-Зако- нодательство Каллимаки въ Молдавiи и араджи въ Валахiи.-Соцiальныя и экономическiя послђдствiя этого законодательства.-Господары Александръ и Михаилъ Сутцо.-Гетерiя развивает свою дђятельность.-Отношенiе Россiи къ освободительному движенiю въ придунайскихъ княжествахъ.-Конгрессъ въ Лайбахђ и отказъ русскаго императора отъ поддержки Гетерiи.-Обще- ственное движенiе 1821 г. въ Молдавiи.-Крестьянское возстанiе въ Валахiи, руководимое Владимиреско.-Требованiя румынскихъ бояръ.-Ихъ депутацiя въ Константинополђ.-Избранiе нацiональныхъ господарей.-II. Правленiе въ придунайскихъ княжествахъ Стурдзы и Гики.-Либеральная конституцiя въ Молдавiи и оппозицiя консервативныхъ бояръ.-Договоры: Аккерманскiй и Адрiанопольскiй.-Оккупацiя Россiей румынскихъ государствъ.-Графъ Павелъ Киселевъ и Органическiй Регламентъ. Враждебное отношенiе ру- мынъ къ русскому правительству.-Россiя уводитъ изъ Валахiи и Молдавiи свои войска.-Румынскiя политическiя партiи и ихъ дђйствiя.-Нацiональная независимость становится вопросомъ дня.-Революцiя 1848 г. и паденiе ва- лахскаго правителя Бибеско.-Вмђшательство Россiи и подавленiе румын- ской революцiи.-Русская трехлђтняя оккупацiя (1848-1859).-Парижскiй конгрессъ и объединенiе Валахiи и Молдавiи.-Александръ Куза-первый правитель объединенной Румынiи.-Его паденiе и избранiе на румынскiй престолъ Карла I изъ дома Гогенцоллерновъ.-Провозглашенiе Румынiи въ 1881 г. королевствомъ. Эволюцiя послђднихъ лђтъ. I. Прежде, чђмъ перейти къ описанiю румынской революцiи 1821 года, этой поистинђ переходной грани, за которой и начинается совершенно иная политическая и государственная жизнь придунай- скихъ княжествъ, мы вкратцђ изложимъ событiя первыхъ двухъ десятилђтiй, ей предшествующихъ. Съ 1802-1806 г. на ва- лахскомъ престолђ сидђлъ Константинъ Ипсиланти, а на молдав- скомъ - Александръ Морузи. Эти два господара, какъ личности, не
Румынiя въ XIX столђтiи. 179 представляютъ большого интереса, и если о нихъ приходится упо- минать, то потому лишь, что косвеннымъ образомъ они являются виновниками новой, по счету седьмой русско-турецкой войны. Мы уже сказали выше, что въ концђ XVIII столђтiи фанарiоты стали склоняться на сторону Россiи; послђдняя же не только про- тягивала руку новымъ союзникамъ, но даже выставляла на румын- скiй престолъ своихъ кандидатовъ изъ тђхъ же греческихъ драго- мановъ Фанара, изъ которыхъ выбиралъ и самъ турецкiй падишахъ. К. Ипсиланти и А. Мурузи были назначены Портой господарами придунайскихъ государствъ по настоянiю Россiи, которая взяла на себя это право, ссылаясь на одну изъ статей кучукъ-кайнарджiй- скаго договора. Съ этого времени эти господары стали смотрђть на русскаго императора какъ на своего всесильнаго покровителя и, понятно, не преминули подчеркивать во всђхъ важныхъ слу- чаяхъ свои симпатiи къ нему. Турецкiй султанъ был недоволенъ тђмъ, что его же вассалы устраиваютъ за его спиной съ Россiей союзъ, и рђшилъ смђстить ихъ. Какъ только онъ привелъ въ ис- полненiе свое, казалось, вполнђ законное намђренiе сюзерена румын- скихъ княжествъ, русскiй императоръ объявилъ ему, въ 1806 г. войну (27 декабря). Война эта тянулась шесть лђтъ; но въ тече- нiе этого времени въ Эрфуртђ (1808) былъ подписанъ тайный до- говоръ между царемъ и германскимъ императоромъ, по которому Россiя, взявъ на себя защиту Германiи и Австрiи отъ нападенiй наполеоновскихъ войскъ, должна была получить Финляндiю и кня- жества Валахiю и Молдавiю. Въ октябрђ 1811 г. русско-турецкая война закончилась, и лишь 28 мая 1812 г. былъ подписанъ въ Бухарестђ договоръ, результатомъ котораго было присоединенiе къ Россiи Бессарабiи, а также и конецъ четырехълђтней оккупацiи рус- скими войсками (1808-1812) придунайскихъ княжествъ. Лишившись такой громадной области, въ сравненiи съ которой Буковина, доставшаяся Австрiи въ 1775 г., была только "облом- комъ земли", румыны почувствовали сразу, что въ лицђ русскаго императора они имђютъ не освободителя ихъ, а врага. "Вспоминая тяжелыя страданiя во время предыдущихъ войнъ, которыя они переносили въ надеждђ, что Россiя ихъ избавитъ отъ турецкаго ига,