( ђ -ять )
Пpодолжение стp.160-169
160 Исторiя Румынiи. историкъ-войну объявляла всегда Турцiя, но въ дђйствительно- сти, однако, ее вызывала либо Россiя, либо Австрiя, ибо обђ эти державы сдђлали мебђ моду постоянно требовать отъ Турцiи все новыхъ уступокъ, а она уступила уже столько, что дальше идти было некуда; эти державы подкапывались уже къ самымъ основамъ Оттоман- ской имперiи. Турки отдали Австрiи Буковину, и она требовала у нея теперь Боснiю; русскимъ они дали Крымъ, и они хотђли прiоб- рђсть еще Кавказъ". Въ этой войнђ турки успђшно дђйствовали только противъ австрiйевъ, Россiя жу овладђвала все новыми укрђпленiями; такъ, 17 декабря 1788 г. они взяли крђпость Очаковъ и въ 1789 г. наносятъ окончательное пораженiе турецкой армiи у Фокшанъ и Мартинешты. Въ 1791 году Турцiя заключила въ Яссахъ два новыхъ договора: съ Россiей и Австрiей; эти договоры называются "трактатомъ вђчнаго мира". Согласно послђднему первая получила, наконецъ, оффицiально Крымъ и Очаковъ, и рђка Днђстръ сдђлалась границей между турецкими и русскими владђнiями. Взамђтъ этого Россiя возвратила Портъ Бессарабiю со всђми ея тремя крђпостями. Австрiя же получила Оршову - городъ на сђверђ Дуная, служащiй преддверiемъ въ Боснiю. Таковы были итоги XVIII вђка на ближ- немъ Востокђ. Какую пользу они принесли румынамъ? Мы видђли, что всђ войны Россiи и Австрiи съ Турцiей имђли положительные результаты только для этихъ двухъ христiанскихъ державъ; для придунайскихъ княжествахъ онђ имђли то важное значенiе, что подорвали могуще- ство турецкой имперiи, съ которой предстоящая борьба румынъ за ихъ освобожденiе могла принесть болђе реальные плоды. IV. Но обратимся къ внутренней жизни румынскихъ государствъ въ эпоху фанарiотовъ и посмотримъ, въ чемъ проявилась здђсь эллинская культура, вызвавшая въ началђ XIX вђка сильное оппозицiонное движенiе, закончившееся революцiей 1821 года. Со- отечественникъ фанарiотовъ, жившiй въ Венецiи, митрополитъ Мат-
Эпоха фанарiотовъ. 161 вђй Погонiони, писалъ имъ въ Валахiю и Молдавiю въ началђ XVIII столђтiи: "Но вы, бояры греческiу, живущiе при дворђ и занимающiеся коммерческими дђлами, избђгайте всячески учинять несправедливости. Не надођдайте румынамъ своей ненасытной жад- ностью, не обирайте бђдныхъ, ибо Богъ въ небесахъ, и глаза Его слђдятъ за вами. Не отнимайте сбереженiй у несчастнаго румын- скаго мужика; у Всевышняго много глазъ, и всякая несправедли- вость будетъ имъ жестоко навазана. Вы тираните румынъ, и ваша ненасытная алчность дђлаетъ грека до того ненавистнымъ этой нацiи, что она не можетъ видђть его безъ отвращенiя даже на изображенiяхъ". Эти не то предостереженuя, не то осужденiя, ко- которыя посылалъ Погонiони своимъ соотечественникамъ, не остано- вили ихъ отъ эксплуатацiи и хищенiя въ придунайскихъ княже- ствахъ. Для этого собственно и были завоеваны турками эти госу- дарства, чтобы самимъ грабить ихъ и давать другимъ поживиться. Между фанарiотами-господарами и греками, нахлынувшими туда, не было никакой разницы въ смыслђ удовлетворенiя своего чувства наживы. Нђтъ почти ни одного безпристрастнаго историка эпохи фа- нарiотовъ, который не заклеймилъ бы выходцевъ изъ Фанара по- зорнымъ именемъ расточителей народнаго богатства, который не выставилъ бы ихъ въ самыхъ мрачныхъ и привлекательныхъ краскахъ. "Предаваясь съ цинической утонченностью гнусному разврату, - говоритъ одинъ изъ многихъ хулителей фанарiотовъ, - освоившись со всевозможными родами измђны, они, для вђрнђйшаго достиженiя цђли, готовы на всђ униженiя, готовы ползкомъ при- тащиться къ порогу не визиря-нђтъ! - но послђдняго изъ его рабовъ, чтобы получить только доступъ въ толпу просителей. Фанарiотъ удовольствуется быть здђсь затертымъ и незамђченнымъ, но не на- долго. Уму непостижимо, какимъ путемъ, какими извилинами успђ- ваетъ онъ возвыситься надъ толпой, и со дня, когда общественная карьера для него открыта, когда почести посыплются на вчерашняго раба, этотъ рабъ забываетъ все, и непомђрная надменность окру- жаетъ его своимъ суетнымъ вђнцомъ. Нђтъ силы, которая могла бы заставить фанарiота отказаться отъ пути, предначертаннаго преда-
162 Исторiя Румынiи. нiемъ. Совратить его съ этого пути не могутъ ни убiйство, ни ядъ, ни изгнанiе, ни родственныя связи. Интрига возводитъ его на степень почестей, интрига низводитъ его въ уровень съ прочими рабами, и надо отдать ему справедливость, что, находясь въ этомъ, повидимому, неисходномъ положенiи, онъ снова достигаетъ прежней цђли своихъ неизмђнныхъ желанiй, дђйствуя единственнымъ, вђр- нымъ рычагомъ своимъ - интригой". Съ внђшней стороны политическiй и экономическiй режимъ придунайскихъ государствъ какъ-будто бы не измђнился при фана- рiотахъ, но, когда начинаешь подробно изучать исторiю румынъ въ XVIII столђтiи, диву даешься: откуда взялись силы у этого, столь незначительнаго по количеству народа придунайскихъ странъ на дальнђйшее существованiе послђ такой продолжительной и разори- тельной анархiи? Основнымъ характеромъ этого режима была фис- кальная система фанарiотовъ. До этихъ послђднихъ правителей низшiе слои румынскаго населенiя страдали вообще отъ сословной организацiи государства - организацiи, перенесшей весь центръ тяжести государственныхъ налоговъ съ помђстныхъ бояръ на крестьянъ. Фанарiоты не уничтожили косвенныхъ налоговъ и ввели подушную подать, чђмъ еще больше отягчили положенiе крестьян- скаго безправнаго класса. Но какъ ни плоха была для румынскихъ крестьянъ фискальная реформа фанарiотовъ, она все же не такъ чудовищна, какъ ихъ своеобразная система собиранiя податей. Если бы собрать всђ факты, относящiеся къ фиску въ эпоху фана- рiотовъ, то ими одними можно было бы наполнить страницы толстой книги. Чтобы ясно представить себђ значенiе только-что сказан- наго, приведемъ такой фактъ. Для избђжанiя лишнихъ столкновенiй съ греческими сборщиками податей румынскiе крестьяне, несмотря на свою бђдность, убивали свой скотъ. Тђмъ не менђе, фанарiоты ухитрялись облагать налогомъ не только живой инвентарь земле- дђльца, но и его павшаго вола. Особенно сильно страдали крестьяне отъ откупщиковъ податей, среди которыхъ почти исключительно были греки. Они нерђдко взамђнъ денегъ брали у нихъ хлђбъ, еще не снятый съ поля; за цђлый годъ раньше срока платежа налоговъ они покупали по баснословно низкой цђнђ будущiй урожай. Въ
Эпоха фанарiотовъ. 163 своемъ описанiи Молдавiи и Валахiи австрiйскiй консулъ Райцевичъ говоритъ, что "такимъ образомъ, крестьянинъ долженъ былъ всю свою жизнь работать на другихъ и могъ едва только доставить себђ жалкое пропитанiе". Всђ государственные доходы дђлились на четыре категорiи: доходы, идущiе въ государственную казну; доходы князя, его су- пруги и, наконецъ, доходы сословiя бояръ. Главная часть, конечно, принадлежала румынскому господару или князю. Послђднiй могъ самъ назначать размђры налоговъ и измышлять все новыя и новыя статьи своихъ личныхъ доходов. Такъ, напримђръ, въ эпоху фанарiотовъ существовалъ налогъ на свиней (gostina), вино (car- ciumarit), на домашнiй скотъ, на усльи и даже на дымовыя трубы (fumarit). Историкъ эпохи фанарiотовъ, Zallony, говоритъ, что ежегод- ные доходы молдавскаго князя въ эпоху составляли сумму въ 1500000 франковъ. Мало того, фанарiоты-правители румынъ- занимались еще всякаго рода спекуляцiями. Такъ, напримђръ, во время плохого урожая они насильно скупали у крестьянъ по самой низкой цђнђ хлђбъ и продавали его затђмъ по цђнђ въ пять или шесть разъ дороже. Въ своемъ меморандумђ императрицђ Екате- ринђ II, въ 1769 г., молдаване жалуются на то, что фанарiоты сдђлали себђ за правило увеличивать въ пять разъ размђры на- логовъ, установленные Оттоманской Портой. Если послђдняя тре- буетъ съ румынскаго населенiя 40000 головъ скота, то фанарiоты заставляютъ ихъ пригнать двђсти тысячъ; вмђсто ста тысячъ кило зерна румыны доставляли своему правителю 500 тысячъ. Чрезвы- чайно любопытны цифры государственного бюджета, приводимыя въ упомянутомъ меморандумђ молдаванъ. Весь годовой государственный доходъ Молдавiи составлялъ въ 1769 г. 1368000 пiастровъ (подати и налоги); на содержанiе же правительственныхъ учрежденiй и чиновниковъ было израсходовано всего лишь 116000 пiастровъ. Остальная сумма, находясь въ распоряженiи молдавскаго князя, пошла на различные подкупы оттоманскаго правительства и на другiя, никому неизвђстныя дђла. Еще въ началђ XVIII вђка Валахiя и Молдавiя счи-
164 Исторiя Румынiи. тались житницами Оттоманской имперiи; она вывозила оттуда въ большомъ количествђ хлђбъ и другiе сырые продукты. Вывозъ скота, напримђръ, изъ придунайскихъ княжествъ достигалъ колос- сальныхъ размђровъ; никакая другая земледђльческая страна, даже Венгрiя, не могла сравниться съ ней въ этомъ отношенiи. Но уже на рубежђ XIX столђтiя, посђ того какъ фанарiоты обложили румынскаго крестьянина податями такъ, что онъ не могъ положи- тельно вздохнуть свободно, когда все, что приносило какой-нибудь доходъ, находилось подъ бдительнымъ контролемъ господара, когда съ одного мужицкаго вола сдирали три шкуры, тогда придунайскiя княжеств настолько упали въ эконоческомъ отношенiи, что о нихъ перестали говорить какъ о странахъ съ богатымъ вывознымъ рынкомъ. Этотъ общiй экономическiй упадокъ Валахiи и Молдавiи въ XVIII вђкђ имђлъ громадное значенiе въ дальнђйшемъ раз- витiи румынской исторiи, и въ настоящее время, когда приходится изучать аграрную эволюцiю Румынiи и констатировать ужасно бђд- ственное и невђжественное положенiе румынскаго крестьянина, то невольно обращаешься къ "эпохе фанарiотовъ", къ этому отправ- ному пункту соцiально-экономической дезорганизацiи румынъ. Вопiющимъ зломъ было еще и то, что фанарiоты поставили во главђ центральной и мђстной власти своихъ соотечественниковъ, которые смотрђли на румына какъ на дойную корову. "Когда кре- стьянинъ встрђчалъ грека, онъ зналъ хорошо, что долженъ вынуть изъ своего кармана кошелекъ; такимъ образомъ, представленiе о грекђ связывалось у него съ представленiемъ о грабежђ". Обращенiе съ этимъ низшимъ слоемъ румынскаго общества было болђе чђмъ гнусное. Крестьяне не имђли никакихъ правъ; имъ некуда было идти со своими жалобами; отъ румынскихъ и греческихъ бояръ ихъ отдђ- ляла сословная и въ то же время экономическая грань. Первые терпђли только гнетъ политическiй, тогда какъ сами они стонали подъ двойнымъ прессомъ, выжимающимъ изъ нихъ, съ одной сто- роны, потъ и кровь, а съ другой стороны - слезы горечи о несчаст- ной, безправной жизни. Румынскiе крестьяне, не протестуя, отдавали все своимъ эксплуататорамъ, но, когда ихъ помимо всего подвергали еще и пыткђ, въ родђ сажанiя на колъ, за то, что они не могли
Эпоха фанарiотовъ. 165 давать того, чего не имђли и имђть не могли, тогда они вы- ходили изъ себя и устраивали бунты и мятежи, за которые, однако, платились не только сами, но и ихъ поколђнiя. Насколько гре- ческiе господары жестоко обращались съ ними, показываетъ тотъ фактъ, что, когда однажды въ Бухарестъ приьыли окрестные крестьяне съ жалобой на свое безвыходное положенiе, то князь отвђтилъ имъ: "платите-и васъ не будутъ убивать". Фанарiоты, какъ мы уже говорили выше, были враждебно настроены и къ румынскимъ боярамъ. Этотъ классъ казался имъ опаснђе, чђмъ классъ безотвђтныхъ и ничего не понимающихъ кре- стьянъ. Для послђднихъ политическая жизнь не существовала, и если они иногда поддерживали бояръ въ борьбђ съ чужеземными правителями, то дђлали это совершенно инстинктивно, чувствуя необходимость въ перемђнђ несноснаго режима, главнымъ образомъ, отражающагося на ихъ экономическомъ состоянiи. Не то были бояры: они составляли извђстную "политическую" силу, они руко- водили всей общественной жизнью. Когда имъ не хватало физической силы, чтобы сломить своего противника въ лицђ какого-нибудь господара, они прибђгали къ интригамъ, къ заговору или къ другимъ, недоступнымъ широкимъ слоямъ нацiи, средствамъ, пока, въ концђ концовъ, не достигали желанной цђли. Утвердившись въ придунай- скихъ княжествахъ, фанарiоты прежде всего раскассировали этотъ привилегированный общественный классъ, хотя и не упразднили его. Въ чемъ же состояла эта состловная реформа? Прежде бояр- ское достоинство переходило по наслђству отъ отца къ сыну и связывалось съ его военными доблестями и экономическимъ могуще- ствомъ, нынђ же, со времени воцаренiя фанарiотовъ, бояры составляли государственные чины трехъ разрядовъ; это отнынђ "государевы слу- жилые люди". Первоклассные бояры занимали всђ высшiя должности въ государствђ, военныя и административныя; другiе классы были второстепенными чиновниками. Бояры, не находящiеся на государ- ственной службђ, пожизненно носили дворянское званiе. Такимъ об- разомъ, фанарiоты могли, при желанiи, окрасить это нацiонально- родовое дворянство въ новый цвђетъ, смђшавъ его съ греческими царедворцами и и чиновниками. И въ дђйствительности такъ оно и было. чиновниками. И
166 Исторiя Румынiи. Боярское сословiе придунайскихъ странъ въ XVIII вђкђ это не то, что бояры прежнихъ временъ: это помђсь грековъ съ румынами и даже съ другими нацiональностями. Но если фанарiотамъ удалось достичь конкретныхъ результа- товъ своими нововведенiями въ обаслти административнаго управле- нiя страной, фискальной системы и сословно-политической орга- низацiи, то менђе удачны были ихъ попытки въ сферђ чисто-куль- турной. Открывъ массу греческихъ школъ и монастырей, они раз- считывали пустить широко въ обращенiе греческiй языкъ, но встрђ- тили серьезныя препятствiя. Такая нацiя, какъ румыны, которая всегда, во всђ эпохи своего историческаго существованiя, проявляла живой интересъ къ своей культурной самобытности, которая съ самаго начала государственной жизни поставила себђ задачу: бороться за нацiональную независимость, такая нацiя нелегко поддается асси- миляцiи. На ряду съ ростомъ греческихъ школъ и литературы развивался литературный языкъ румынъ, открывались румынскiя школы. Много этому дђлу послужилъ митрополитъ Молдавiи Венiа- минъ, пользовавшiйся большимъ покровительствомъ Россiи. Благодаря его старанiямъ изъ рукъ фанарiотовъ было вырвано духовное учи- лище св. Василiя, обращенное впослђдствiи въ семинарiю, гдђ съ ея кафедры вновь раздавался румынскiй языкъ. Имъ же было ре- формировано много румынскихъ монастырей, превратившихся въ эпоху фанарiотовъ въ притоны для всякихъ проходимцевъ и тем- ныхъ личностей. Словомъ, чђмъ настойчивђе были фанарiоты въ своемъ желанiи эллинизировать румынъ, тђмъ ревностнђе послђднiе относились къ возрожденiю своего языка и своихъ культуно-про- свђтительныхъ учрежденiй. Однако, одно обстоятельство показываетъ, что "нђтъ худа безъ добра". Фанарiоты стали сочувствовать въ концђ XVIII вђка распро- страненiю въ придунайскихъ княжествахъ французскаго языка, которому румыны обязаны своей новђйшей цивилизацiей, и который явился тогда первымъ, сильнымъ толчкомъ къ ихъ нацiональному возро- жденiю въ XIX столђтiи. Въ эпоху французской революцiи знанiе французскаго языка на половину гарантировало успђхъ нацiонально-
Эпоха фанарiотовъ. 167 освободительнаго движенiя, ибо вся передовая политическая лите- ратура печаталась тогда почти исключительно на этомъ языкђ. Мы увидимъ впослђдствiи, что знанiе французскаго языка и француз- ской литературы XVIII вђка породило греческую "Гетерiю", а за нею и все то румынское движенiе, которое привело придунайскiя княжества, наконецъ, и къ политической и нацiональной свободђ. Сословная организацiя румынскихъ княжествъ приняла еще болђе опредђленную форму въ эпоху фанарiотовъ. Послэднiе, какъ извђстно, держали въ своихъ рукахъ промышленную жизнь страны; всђ торговыя предпрiятiя находились во власти чужеземцевъ, грековъ, ибо между румынскимъ помђщикомъ-бояромъ и румынскимъ крестья- ниномъ не было промежуточнаго сословiя, не было городской бур- жуазiи. Бояры заперлись въ своей кастовой скорлупђ и пренебре- гали такими занятiями, которыя не соотвђтствовали ихъ "благород- ному" происхожденiю; они охотно соглашались на то, чтобы ино- странцы овледђли румынской промышленностью и торговлей, а сами предавались праздной лђни или выколачиванiю изъ рабскаго труда крестьянина огромных капиталовъ. Отстраненные фанарiотами отъ государственной службы, они жили въ своихъ помђстьяхъ на правахъ маленькихъ монарховъ, повклђвающихъ сотнями, а то и тысячами рабовъ, налагающихъ на крестьянъ особые налоги въ свою пользу (въ XVIII столђтiи бояры имђли право на каждый одинъ пiастръ государ- ственнаго налога взимать съ того же крестьянина въ свою пользу 14 пара). *). Въ эту эпоху "паденiя нравовъ" среди румынскихъ бояръ развилось стремленiе къ сословному соперничеству; бояры перваго класса блистали своей роскошью и расточительностью передъ боярами низ- шихъ ранговъ. Бауэръ, въ своемъ описанiи соцiальной структуры румынскихъ государствъ, говоритьъ объ этихъ привилегированныхъ членахъ нацiи, что они "трусливы и пресмываются передъ высшей властью, невыносимо горды съ ихъ подчиненными; деньги влекутъ ихъ ко всякимъ низостямъ; они гонители слабыхъ, жестоки со своими подчиненными и тираны въ своемъ домђ". Бояры относились съ _________________ *) Пара - мелкая размђнная монета, обращавшаяся тогда въ румын- скихъ странахъ. Одинъ пiастръ содержалъ 40 пара.
168 История Румынiи. презрђнiемъ къ румынскимъ крестьянамъ, т.-е. къ тому классу, который кормилъ ихъ и давалъ имъ возможность проводить весело время; они называли ихъ мужиками (mojici) и простецами (pro[ti). Но помимо этихъ двухъ сословiй въ Румынiи былъ еще одинъ классъ, который формировался изъ настоящихъ парiевъ, который упоминался въ хозяйственныхъ книгахъ бояра-помђщика на ряду съ домашнимъ скотомъ - это такъ называемые румынскiе цыгане. Въ одномъ, однако, они отличались отъ прикрђпленныхъ къ помђщичьей землђ крестьянъ, это въ полной свободђ передвиженiя. Если они не работали на помђщика, то странствовали по странђ, живя въ открытомъ полђ и въ шатрахъ. Такова картина соцiальной iерархiи въ придунайскихъ княже- ствахъ въ эпоху фанарiотовъ. Что касается умственнаго состоянiя румынскаго общества, то оно представляется въ самомъ ужасномъ видђ. Высшiе классы не отличались образованностью; напротивъ, они жили такой грубой животной жизнью, такъ не походили въ этомъ отношенiи на дворянскiя сословiя другихъ государствъ, что положительно трудно сказать, въ семъ проявлялись ихъ отличи- тельныя сословныя черты. Всђ современники эпохи фанарiотовъ свидђтельствуютъ о чрезвычайно примитивномъ состоянiи румынской цивилизацiи XVIII вђка, а многiе изъ нихъ даже утверждаютъ, что фанарiоты, почти всегда воспитывавшiеся въ Европђ, способствовали румынскому культурному возрожденiю. Послђднее мнђнiе имђетъ большое основанiе, ибо въ царствованiе фанарiотовъ дворъ обста- влялся на "европейскiй" ладъ, т.-е. при немъ находилось много иностранцевъ, въ осовбенности французовъ, оказывавшихъ, несомнђнно, извђстное влiянiе на высшее румынское общество. Да кромђ того, никогда дипломатическiя сношенiя Валахiи и Молдавiи съ европей- скими державами не были такъ часты, какъ въ эту эпоху. Такимъ образомъ румынскимъ боярамъ пришлось волей-неволей подняться до извђстной умственной высоты, чтобы поддерживать придворный эти- кетъ и стать въ уровень съ дворянствомъ другихъ странъ. Все же о литературномъ творчествђ румынъ въ XVIII столдђтiи не приходится совершенно упоминать; оно было бђдно, какъ голы и бђдны были румынскiе крестьяне. Духовенство, играющее въ другихъ государствахъ
Эпоха фанарiотовъ. 169 до нђкоторой степени важную роль въ развитiи грамотности среди народа, находилось здђсь далеко отъ просвђтительной цђли. Оно тоже было разбито на группы; оно составляло цђлую iерархiю, въ кото- рой шла постоянная борьба иъ-за грубыхъ интерiальныхъ интере- совъ. И имъ не чужды были инстинкты народныхъ эксплуататоровъ, а невђжество нацiи, безграмотность низшихъ классовъ были той благо- прiятной почвой, на которой они взращивали плоды своего мракобђсiя. По всђмъ имђющимся историческимъ фактамъ видно, что румынскiе крестьяне, эт презираемые свђтскими и духовными сеньерами "му- жики" и "простецы", инстинктомъ своимъ разгадали скрывавшуюся подъ рясой душу попа и съ такимъ же омерзђнiемъ отворачивались отъ церкви, съ какимъ они встрђчали бояра-помђщика. Такъ, несмотря на полное невђжество свое, на невозможность прочесть хотя единую букву, говорящую противъ лжи и притворства отцовъ православной церкви, румынскiе крестьяне рано стали атеистами и хулителями вђры, учившей смиренному повиновенiю. Безбожiе крестьянъ уди- вляло всђхъ путешественниковъ, побывавшихъ въ XVIII вђкђ въ придунайскихъ княжествахъ. И румынское духовенство не только не пользовалось у населенiя никакимъ нравственнымъ авторитетомъ, но и въ политическомъ смыслђ оно было полное nullite. "Отъ него нечего требовать какихъ-нибудь политическихъ и соцiаль- ныхъ идей,-говоритъ румынскiй историкъ Элiадъ,-и, может-быть, это было лучше, чђмъ если бы оно проявляло свою дђятельность въ этой области". Бывали случаи, когда высшее духовенство тре- бовало у господара увеличенiя барщинныхъ дней, когда, получивъ приличное вознагражденiе, оно разрђшало ему нарушать присягу, данную торжественно народу. Низшее духовенство, попы, тђ со- всђмъ пресмыкались у ногъ высшей власти и къ интересамъ своей страны относились больше чђмъ безразлично. Мало-по-малу, съ этимъ режимомъ административной анархiи, общественной разобщенности и культурнаго паденiя румыны свык- лись. Казалось, что фанарiоты въ этихъ странахъ не чужеземный элементъ, что порядки, ими установленные, ведутъ свое начало не съ XVIII столђтiя, гораздо раньше. Румынскiя бояры, несмотря на то, что они были вытђснены греками изъ городовъ придунайскихъ