Пpодолжение стp.14-20
14 Истоpiя Румынiи. государству, была, такъ сказать, домiальной собственностью. Пастбищныя поля отходили въ собственность коллективную, и только земля, годная для обработки, пахотная земля, составляла частную собственность. Съ прибытiемъ римлянъ эта "тройная" форма земле- владђнiя исчезаетъ подъ влiянiемъ римскаго завоевательного права. Соласно послђднему, римская имперiя не огрпничивалась обыкно- веннымъ подчиненiниемъ себђ завоеванной страны; она объявляла себя еще собственникомъ если не всей, то извђстной, но всегда весьма значительной части, пригодной для земледельческаго труда земли. Эту земельную собственность, извђстную въ то время подъ видомъ "ager publicus", она распредђляла весьма различными способами. Частью она отдавалась въ пользованiе рискихъ коло- нистовъ, частью ею владђло коренное населенiе, обязавшееся взамђн этого платить извђстный налогъ метрополиi, а затђм ager publicus становился свободнымъ достоянiем римскихъ патрицiевъ. Патрицiи, жившiе въ Римђ, но владђвшие въ Дакiи землей, отда- вали ее въ арендное пользованiе колону, но съ теченiем времени обязательства послђдняго перед своимъ патрономъ ста- новятся столь тяжелыми и спутанными, что онъ дђлается уже прикрђепленнымъ къ землђ (adscripti glebae). Такъ ничинается въ Дакiи система крђпостного права, существованiе земледђльца- раба. переживъ въ эпоху рискаго господства такую аграрную и хозяйственную эволюцiю, Дакiя подготовляетъ почву и для диффе- ренцiацiиобщества на классы, -- дифференцiацiи, столь рђзко об- наружившейся въ послђдующихъ стадiях ея исторической жизни И
Происхожденiе современной Румынiи. 15 если не заняться изученiемъ этой замђчательной по введенiю но- выхъ соцiально-политическихъ и хозяйствееныхъ порядков эпохи древней Дакiи, то, пожалуй, трудно будет понять весь сложный комплексъ аграрныхъ отношенiй въ современной Румынiи. Въ общемъ, подъ римскимъ владычествомъ Дакiя находилась немногимъ больше полутора столђтiя (собственно 168 лђтъ). Уже импе- раторъ Адрiанъ, преемникъ Траяна (въ 117 г.), хотђл оставить со- вершенно Дакiю, такъ какъ не въ силах былъ отстоять эту страну отъ постоянныхъ нашестiй готовъ. Адрианъ занимался больше всего внутреннимъ управленiем римской имперiи, но онъ совсђмъ отказался отъ завоевательной политики, благодаря которой его предшественникъ прiобрђл нђсколько новыхъ колонiй; среди нихъ на первомъ мђестђ стояла Дакiя. Друзья Адрiана отвлекли его отъ мысли покинуть эту богатую и уже вступившую на путь полной романизацiи страну; они указывали на то, что жестоко было бы оставить въ распоряженi варваровъ, нападающихъ на Дакiю, громадное множе- ство находившихся тамъ римскихъ гражданъ: amici deterruerunt, ne multi cives Romani barbaris traderentur, -- говоритъ римскiй исто- рикъ этой эпохи. Но все-таки недолго пришлось послђ этого Дакiи быть подъ защитой римской имперiи. Въ 247 г. императоръ Аврелiанъ уводитъ изъ этой провинцiи свои войска, и офицiально съ этого времени Дакiя, съ громаднымъ рискимъ населенiемъ, начинает вести самостоятельное существованiе. По всей вђроятности, Авре- лiана заставило отступить къ рискимъ границамъ не столько на- шествiе на Дакiю варваровъ, сколько желанiе серьезно защитить отъ ихъ натиска свою имперiю. Дакiя могла бы служить въ этомъ случађ только предохранительнымъ буферомъ или, въ рђшительный моментъ, полемъ военныхъ дђйствiй. но, насколько выясняется это изъ новейшихъ исслђдованiй, къ эпохђ царствованiя Аврелiана Дакiя была уже сильно дезорганизована подъ влiянiем частыхъ нашествiи и въ особенности дезорганизацiя эта отразилась на го- родахъ. Вотэъ почему въ описанiяхъ этого событiя мв встречаемъ указанiя и на то, что вмђстђ съ римскими гарнизонами изъ Дакiи вышла и часть населенiя, преимущественно городского, sublato execitu ac provincialibus reiquit (Flavius Vopiscus). Обрат-
16 Исторiя Румынiи. ное движенiе римскихъ войскъ и городского населенiя началось со стороны Трансильванiи къ правому берегу Дуная, гдђ находилась область, называвшаяся въ то время Мизiей (нынђ Сербiя и Бол- гарiя). Но большинство дако-римскаго населенiя, занимающееся земледђлiем и уже прикрђпленное къ земле, не послђдовало за рискими легiонами; оно продолжало оставаться въ Дакiи до тђхъ поръ, пока было въ силахъ вести борьбу съ варварами, и когда послђднiе стали полными хозяевами въ этой странђ, то эти остав- шiеся дако-римляне вынуждены были скрываться въ лесахъ и на горныхъ высотахъ. II. Эпоха нашествiя на Дакiю дђлится на два перiода. первый, который заканчивается доминированiемъ болгаръ, имђетъ то важное значенiе въ исторiи румынъ, что обращаетъ ихъ въ народъ хри- стiанскiй и подчиняетъ ихъ влiянiю славянской культуры. Второй же перiодъ характеризуется географическими измђненiями подъ влiянiемъ вытђсненiя румынъ венгерцами изъ северныхъ областей. Тђснимые печенђгами, куманами и монголами, румыны или, какъ они вначалђ назывались, дако-римляне образуютъ на югђ валахо- болгарскую имперiю. Готы (Goths) были первыми ласточками десятивђковой эры варварскихъ нашествiй,и, въ то время, когда римскiя войска оста- вляли Дакiю на произволъ судьбы, они находились уже у береговъ Чернаго моря. Отсюда готы, по рђкђ Дунаю, направились внизъ къ восточнымъ государствамъ, но Константинъ Великiй, императоръ римскiй, вступилъ с ними въ борьбу, такъ какъ они находились по дорогђ в Византiю, ставшую новой столицей римской имперiи. Битва эта происходила въ той южной части Дакiи,которая носила тогда названiе Ольтенiи (по имени рђки Ольты) или Малой Вала- хiи. Это обстоятельство заставило готовъ измђнить свой маршрутъ и отойти кверху, къ центру римской Дакiи. Пребывание готовъ въ Дакiибыло непродолжительное и, во всяком случађ, не болђе
Происхожденiе современной Румынiи 17 одного столђтияё4 они были вытђснены оттуда другимъ народомъ монгольскаго происхожденiя, гуннами. Эти "ужасные завоеватели" оставили в Дакiи гораздо больше слђдовъ, чђм ихъ предшественники, принадлежавшiе къ германской или тевтонской расђ. Они разрушали все на своемъ пути и нагнали такой ужасъ на дако-римлянъ, что зставили ихъ искать себђ убђжище въ дикихъ лђсахъ и на неприступных вершинахъ Карпатскихъ горъ. Та- ким образомъ, жители Дакiи переходятъ вновь къ номаднической жизни, и въ продолженiе многихъ вђковъ они остаются внђ государственной организацiи. Въ теченiе этого времени тђ римскiя политическiя учрежденiя, которыя пустили уже глубокiе корни въ Дакiи, осу- ждены были если не на полную гибель, то на измђненiе въ самыхъ своихъ существенныхъ чертахъ, такъ какъ бродячая жизнь ищущихъ убђжища дако-римлянъ, съ одной стороны, и раз- рушительное дђйствiе нашествiй чужеземныхъ элементовъ, съ дру- гой -- подкапываютъ до основанiя едва только сложившуюся форму культуры и цивилизацiи. Единственный, можно сказать, признакъ, который созранился отъ эпози римскаго господства и который сразу указываетъ на происхожденiе современныхъ румын -- это ихъ языкъ. Онъ не могъ исчезнуть ни въ эпоху странствованiя дако-римлян, ни даже въ эпоху ихъ тђсного государственного сожительства съ другими народами, какъ, напримђръ, съ славянами. Послђ гунновъ Дакiю посђтили авары, во второй половинђ шестого вђка. Они, какъ и ихъ предшественники, принадлежали къ монгольской расђ. Проникли они въ эту странучерезъ Трансиль- ванiю, гдђ въ то время находились славяне. Эти послђднiе также не моги устоять поъ напоромъ варваровъ и вынуждены были искать сђбе безопасное мђсто. Такимъ путемъ происходятъ случайная встрђча и потомъ слiянiе въ горахъ дако-римлянъ съ трансильванскими славянами; это обстоятельство спосбоствуетъ тому, что они спускаются въ благоприятный для них моментъ съ горъ и устраиваютъ совмђстно новое государство. Здђсь, на горахъ и въ лђсахъ, дако-римляне чис- ленно настолько превосходили славянъ, дђлившихъ с ними общую участь, что незамђтно подчинили ихъ своему влiянiю и своимъ право- вымъ обычаямъ. Однако, этотъ новый элементъ не могъ не внести въ
18 Исторiя Румынiи. слiянiе съ дако-римлянами и своей специфической культурной окраски, подобно тому какъ маленькая, но своеобразная по цвђту воды рђ- ченка, вливаясь въ большую рђку, придаетъ ей совершенно новый колоритъ. Такъ, напримђр, съ этихъ горъ въ латинскiй языкъ, на котормъ говорили дако-римляне, впервые попадаютъ неологизмы, и много словъ чисто-славянскихъ вводится в оборотъ жмвого дако- римскаго нарђчiя. Одно время это обстоятельство вводило въ заблу- жденiе многихъ изслђдователей, которые предполагали, что совре- менные румыны являются романизовавшимися славянами. Те- перь, конечно, это предположенiе не имђетъ никакихъ серьезныхъ основанiй, и римское происхожденiе румынъ признано окончательно. Авары покинули Дакiю и Паннонiю (придунайская область, завоеванная впоследствии венгерцами) въ концђ восьмого вђка, по- слђ разгрома их Карломъ Великимъ, и только къ этому времени дако-римляне начинаютъ постепенно возвращаться къ своим вла- денiямъ. Есть основанiе предполагать, что подъ конецъ между аварами и находившимися на карпатскихъ высотахъ бђглецами установилось мирное сношенiе, и что поэтому вслђдъ за уходомъ аваровъ дако-римляне уже безъ боязни и гораздо рђшительнђе спускаются в равнины. Вернувшись къ своимъ мђстамъ вмђстђ съ новыми сосђдями -- славянами, дако-римляне принимаются за свои прежнiя земледђльческiя занятiя, къ которымъ они привлекаютъ и раздђлявших съ нмим тяжелую участь изгнанниковъ. Но начать вновь осђдлую жизнь было чрезвычайно трудно, иакъ какъ прихо- дилось созидать изъ пепла погибшее государство. Вмђстђ съ славя- нами дако-римляне образуют небольшiя селенiя -- будущiе румынскiе города и муниципiи и дают имъ вперемежку то латинскiя, то славянскiя названiя. Такъ, появляются селенiя: Капузулъ, Сабiу, Орлатулъ и на ряду съ ними -- Бразовъ, Раковица, Окна, Орастiа. До варваскихъ нашествiй область, въ которой господство- вали римляне, была значительно расширена противъ той, которая составляла собственно дакское государство. На сђверђ она закан- чивалась Трансильванiей, на югђ плотно прилегала къ Чер- ному морю со стороны Добруджи, а на западеђ, у Адрiатическаго побережья, ей принадлежали Боснiя, герцеговина и Далмацiя (Scy-
Поисхожденiе совеменной Румынiи. 19 thina minor); кромђ того, вся Мизiя входила также въ дако- римскую провинцiю. Однако, владђеть всей этой обширной страной, отъ Адрiатическаго моря до Днђстра (по-римски Tyras) и отъ Чернаго моря до рђки Тиссы (Tysia), было уже невозможно по- сле столь долгаго отсутствiя, такъ какъ со стороны Бессарабiи въ нее вторглись болгары, на долю которых выпала цивилиза- торская роль: прiобщить дако-римлян къ христiанству и противо- поставить римской цивилизацiи славянскую культуру. Насколько это имъ удалось, можно судить по тому, что въ продолженiе слђ- дующихъ восьми вђковъ эпоха славизма держалась в Румынiи настолько прочно, она настолько сжилась со всђми политическими и правовыми учрежденiями этихъ римскихъ поселенцевъ, что еще и въ наши дни мы можемъ найти немало славянскихъ пережитковъ въ религiозной, экономической и соцiально-политической жизни этой страны. Первымъ, наиболђе сильнымъ влiянiем, которое оказали болгары на прибывшихъ вновь въ свою страну дако-римлянъ, была пропаганда христiанскаго вђроученiя. Мы видђли раньше, что дако-геты до завоеванiя ихъ Траяномъ имђли склонность къ идейной религiозной концепцiи, что вђра въ загробную жизнь, въ миръ иныхъ матерiальныхъ условiй человђческаго существова- нiя, прiучала ихъ въ значительной степени къ религiозной абстракцiи (геродотъ говоритъ, что Zalmoxis проповђдывалъ дако-гетамъ не только о безсмертiи человђка, но и о томъ, что в томъ мирђ онъ будетъ владђтьвсђми недоступными на землђ благами). Послђ завоеванiя Дакiи римлянами залмохизмъ потерпђпл крушенiе со стороны язы- чества, но все же извђстную роль в смыслђ пробужденiя къ идей- ной жизни онъ продолжалъ играть и среди дако0римлянъ. Къ тому же, самъ языческiй Римъ разлагался уже подъ влиянiемъ ранняго христiанства, и ко времени оставленiя Дакiи Арелiаномъ, т.-е. къ концу III вђка, христiанское ученiе приближалось къ своему торжеству. Поскольку возможны были въ эту пору сноше- нiя съ Римомъ, дако-римляне были вовлечены въ круговоротъ но- вой религiозной мысли. Они были свидђтелями жестокихъ гоненiй на христiанъ, но, вмђстђ съ тђм, они услыхали изъ устъ Кон- стантина Великаго провозглашенiе христiанства офицiальной рели-
20 Поисхожденiе совеменной Румынiи. гiей римской державы. Все это не могло не отразиться на рим- скихъ поселенцахъ Дакiи в томъ смыслђ, что они сами стали порывать всђ нити, связывавшiя ихъ с язычествомъ. Ученiе Хри- ста объ идеальной жизни на землђ можно ставить здесь до нђкоторой степени въ преемственную связь съ вђрованiемъ дако-гетовъ о такой же жизни въ загробномъ мiрђ, и если язычеству пришлось въ Дакiи стать на пути стараго и новаго ритуала, то ужъ не для того, чтобы вернуться къ своему расцвђту, а скорђе для того, чтобы вспыхнуть предсмертнымъ пламенемъ. Религiозное влiянiе болгаръ, сказавшееся съ особенной силой въ концђ IX вђка, когда проповђедь апостоловъ Кирилла и Ме#одiя положила начало ортодоксальной, православной церкви, не было поэтому здђсь такой новизной, которая вноситъ за собой цђлый переворот въ культур- ную жизнь народа. Оно совершалось незамђтнымъ, но рђшитель- намъ образомъ, и чђм болђе распространялось политическое могу- щество болгаръ въ дако-римском государствђ, тђм быстрђе шло прiобщенiе коренного населенiя къ православной церкви. Суще- ствуетъ нђсколько мнђний относительно окончательнаго перехода дако-римлянъ въ лоно христiанской церкви, но вђрнђе всего, что болгары, почувствовавъ въ Дакiи подъ собою твердую почву, стали изгонять оттуда все, что являлось остаткомъ рискаго господ- ства и римской цивилизацiиё6 и поэтому прежде всего они обратились къ религiи, этой наиболђе важной основђ культурнаго прогресса. III. Мы сказали выше, что возвращенiе къ земледђлiю и къ осђдлой жизни заставляетъ дако-римлянъ вмђстђ со славянами изы- скивать новыя формы государственной жзни. Онђ проявились въ устройствђ такъ называемыхъ воеводствъ -- родъ небольшихъ са- моуправляющихся княжествъ, и, какъ показываютъ корни этого слова, происхожденiе жтой государственной формы является славянскимъ. наибольшее число воеводствъ, съ ихъ правителями, князьями, на- ходилось въ центрђ Карпатскихъ горъ, къ сђверу отъ Дуная, и