( ђ -ять )
Пpодолжение стp.190-199
190 Исторiя Румынiи. являлось почти на всемъ Балканскомъ полуостровђ; недаромъ Рос- сiя уже пять лђтъ поддерживала съ Портой ссору относительнонђ- которыхъ сомнительныхъ или спорныхъ условiй бухарестскаго трак- тата". Но Александръ I долженъ былъ отказаться оффицiально на Лайбахскомъ конгрессђ отъ поддержки гетеристовъ, на которомъ Меттернихъ испугалъ его призраком "всеобщей революцiи". Гете- рiя была организацiей не только нацiональной, но и револю- цiонной, и какъ бы ни была почетна роль освободителей хри- стiанъ отъ турецкаго ига, а имђть дђло съ бунтовщицами не со- отвђтьствовало цђлямъ монархiи, оберегающей спокойствiе и поря- докъ. "Эти аргументы, казалось, сильно подђйствовали на Але- ксандра I. Онъ объявилъ себя вылђченнымъ отъ всякихъ либераль- ныхъ фантазiй; онъ поклялся посвятить всю свою грозную силу исключительно повсемђстной борьбђ съ революцiоннымъ чудовищемъ во всђхъ его видахъ - говоритъ дальше Дебидуръ. И, съ другой стороны, для того, чтобы доказать свою добросовђстность, онъ объ- явилъ въ дипломатическихъ документахъ, получившихъ широкую гласность (мартъ, апрђль 1821), что онъ не принимаетъ никакого участiя въ предпрiятiи Ипсиланти; что попытка грековъ безрасудна, и что сами они - мятежники, взявшiеся за оружiе только изъ ре- волюцiонныхъ побужденiй и не заслуживающiе, по мнђнiю монар- ховъ, никакого сочувствiя. Словомъ, видно было, что онъ готовъ былъ на все, лишь бы только отдђлаться отъ отвђтственности за происшествiя, сценой которыхъ въ этотъ моментъ былъ Востокъ". Между тђмъ событiя на Балканскомъ полуостровђ разверты- вались съ необыкновенной быстротой. Румыны пришли въ движенiе, но слиться съ гетеристами они считали невозможнымъ. Теперь ясно выступила та грань, которая отдђляла эти двђ нацiональности, эти двђ одновременно и на одной и той же территорiи вспыхнув- шiя революцiи. Молдаване, узнавъ о сдђйствiи Михаила Сутцо греческимъ гетеристамъ, встревожились и стали требовать его немедленнаго свђщенiя. Мало по-малу, этотъ протестъ перешелъ въ возстанiе противъ фанарiотовъ и владычества грековъ, прикрыв- шагося теперь именемъ Гетерiи. Во главђ молдавскихъ бояръ стоялъ нђкiй Оеодоръ Бальчъ, энергично защищавшiй румынскую
Румынiя въ XIX столђтiи. 191 нацiональность. Послђ извђстнаго уже поведенiя русскаго царя на русскихъ нельзя было возлагать никакихъ надеждъ. Оставался одинъ путь: обращенiе къ Портђ, также возмущенной сепаратистскимъ движенiемъ вассальныхъ грековъ. Выслушавъ заявленiе молдавской депутацiи о томъ, что румыны хотятъ навсегда отдђлаться отъ ига фанарiотовъ, измђнившихъ своему сюзерену, султанъ согласился признать новую, нацiональную династiю. Отвђтъ этотъ еще болђе усилилъ оппозицiю румынъ противъ грековъ, и по возвращенiи изъ Константинополя молдавской депутацiи въ странђ стали ходить по рукамъ воззванiя и прокламацiи, призывавшiя къ всеобщему вооруженiю. "Вооружайтесь чђмъ попало, - писалъ въ одной прокламацiи правитль города Неамца, - ружьями, серпами, копьями или топорами, и изгоняйте изъ страны грабителей, которые наводнили ее". Въ другомъ румынскомъ государствђ, въ Валахiи, революцiон- ное движенiе поднялъ самъ народъ. Подъ предводительствомъ нђ- коего Оеодора Владимиреско изъ Олтенiи или Малой Валахiи двинулись на Бухарестъ цђлыя полчища хорошо вооруженныхъ землепашцевъ. Но противъ кого они шли, какую политическую или соцiальную твердыню должны они были разрушить? Если принять во вниманiе, что крестьянскiй классъ стоялъ до сихъ поръ въ сторонђ отъ политической жизни, если вспомнить, какую податную и барщинную тяжесть взвалили на ихъ плечи правители и высшiя сословiя, то ясно станетъ, что они шли противъ всђхъ, кто не съ ними: противъ турокъ, грековъ, бояръ; всђ были ихъ врагами угнетавшими ихъ въ политическомъ и экономическомъ отношенiяхъ. Въ то время, когда на территоиiи молдавскаго княжества развђ- валось знамя политической революцiи, въ Валахiи дђло дошло до соцiальнаго переворота. Уже въ своемъ первомъ манифестђ отъ ян- варя 1821 года къ народу и ко всђмъ угнетеннымъ крестьянамъ, Владимиреско призываетъ ихъ къ объединенiю и къ освобожде- нiю отъ эксплуататоровъ, прежде чђмъ установить нацiональную династiю. Въ другихъ своихъ прокламацiяхъ Владимиреско обђщалъ щадить только тђхъ бояръ, которые согласятся со справедливыми требованiями крестьянъ, "оставшихся обнаженными болђе чђмъ мертвецы въ могилахъ". Несмотря на свое простое происхожденiе
192 Исторiя Румынiи. и на свое полное невђжество, въ сравненiи съ офранцузившимися боярами, руководителями нацiональнаго движенiя, онъ настолько поднималъ значенiе историческаго момента, что горячо протестовалъ въ прокламацiяхъ своихъ противъ слуховъ о его якобы враждеб- номъ отношенiи къ освобожденiю румынъ отъ турецкаго или гре- ческаго ига. "Какъ, - писалъ онъ въ одномъ письмђ къ боярамъ,- вы утверждаете, что мы возстали противъ отечества, и вы насъ обвиняете въ этомъ преступленiи? Но отечество - это именно на- родъ, а не шайка его грабителей. Какой же проступокъ я совер- шилъ противъ народа"? #Феодоръ Владимиреско принадлежалъ къ самымъ замэчатель- нымъ людямъ описываемой эпохи. Происходил изъ низшаго дво- рятсва, такъ сказать, боярства третьяго разряда, онъ занимался въ концђ XVIII столђтiя коммерческими предпрiятiями, а въ цар- ствованiе фанарiота Караджи занималъ одинъ изъ отвђтствен- ныхъ административныхъ постовъ въ Валахiи. Часто сталкиваясъ на этомъ посту съ крестьянами, онъ пользовался съ ихъ стороны уваженiемъ за свой "демократическiй" образъ мысли. Онъ, какъ свидђ- тельствуютъ его современники, самъ, своей властью, освобождалъ многихъ крестьянъ отъ лежавшихъ на нихъ налоговыхъ повинностей. Въ 1806 г., уже въ зрђломъ возрастђ (ему было тогда около пяти- десяти лђтъ), Владимиреско вступаетъ въ русскую армiю и сра- жается противъ турокъ за свободу своей родины. Въ русской армiи онъ отличался своей храбростью, за что получилъ орденъ Владимiра (откуда и получилъ свое названiе Владимиреско) и чинъ поручика. Уже тогда оттоманское правительство видђло въ его лицђ опаснаго агитатора румынской независимости, и немало средствъ было истрачено на то, чтобы поймать его и представить предъ лицомъ турецкихъ властей. Но Владимиреско оказался не- уловимымъ и все время, отъ 1806-1821 г., скрывался въ разныхъ румынскихъ монастыряхъ и проповђдывалъ въ народђ необходимость возстанiя противъ поработителей въ рясђ монаха. Правда, у Владимиреско не было никакого опредђленнаго плана дђйствiя; онъ даже мало заботился о томъ, чтобы въ случађ удачнаго переворота предложить румынскому народу заранђе выра-
Румынiя въ XIX столђтiи. 193 ботанный проектъ новой государственной о общественной организа- цiи, какъ это дђлали обыкновенно вожаки народныхъ движенiй въ другихъ странахъ; его задача заключалась только въ поднятiи массъ изъ многовђкового сна, вселть въ нихъ повстанческiй духъ; Владимиреско былъ прежде всего бунтарь - и въ этомъ вся его заслуга. Но, знакомясь, съ одной стороны, съ его революцiонной дђятельностью и враждебнымъ отношенiемъ къ фанарiотамъ, а съ другой - съ тђми его мыслями, которыя сохранились въ показанiяхъ современниковъ и въ нђкоторыхъ его прокламацiяхъ къ крестьянамъ, видно, что этотъ человђкъ, при всемъ хаосђ, царившемъ въ его головђ, думалъ исключительно о свободђ своей страны и о благђ народа. Такъ, онъ внушалъ окружавшимъ его сторонникамъ необходимость бороться противъ всякаго рода злоупотребленiй и для этого не щадить даже бояръ; затђмъ онъ въ одной прокламацiи требуетъ, чтобы всђ округи обоихъ румынскихъ княжествъ "послали делегатовъ для обсужденiя вопросовъ общественнаго блага"; составленное имъ ополченiе, въ которомъ были, между прочимъ, представители различ- ныхъ сословiй, но преимущественно крестьяне, онъ называлъ "На- роднымъ Собранiемъ" и говорилъ, что "одному только народу при- надлежитъ въ будущемъ право облагать себя податями и требо- вать отчета объ израсходованiи общественныхъ средствъ". Какъ же отнеслись румынскiе бояры къ этому замђчательному чуловђку и къ тому движенiю, которое было названо имъ? Сна- чала они рђшили-было оказать сопротивленiе армiи Владимиреско, пытавшейся проникнуть въ Бухарестъ. Бояры, въ свою очередь, выпустили къ народу прокламацiю, гдђ они говорили о гибель- ныхъ послђствiяхъ того мятежа, который былъ поднятъ подъ знаменемъ войны одной части нацiи противъ другой. Но, по мђрђ того, какъ мятежники Владимиреско развертывали все больше свои силы съ увеличенiемъ числа ихъ приверженцевъ, бояры были вынуж- дены уступить. "Паника, вызванная возстанiемъ пандуровъ (такъ назы- вались вооружившiеся крестьяне), - говоритъ Элiадъ, - показала, что крестьяне составляютъ такой общественный элементъ, съ которымъ отнынђ нужно считаться". Бухарестскiе бояры предприняли цђлый рядъ мђръ, которыя должны были расположить къ нимъ Влади-
194 Исторiя Румынiи. миреско. Они уменьшили цђны на всђ предметы первой необходи- мости и поручили чиновникамъ составлять протоколы во всђхъ тђхъ мђстностяхъ, гдђ обнаружится недовольство крестьянъ, чтобы, такимъ образомъ, знать, о какихъ нуждахъ надо заботиться Совђту (Дивану), правившему въ это время Валахiей вмђсто господара. Ре- зультатомъ этой мђры явилось распоряженiе Совђта объ освобожде- нiи крестьянъ отъ всђхъ почти налоговъ. "Этимъ бояры признали сами свою вину передъ крестьянами, и они даютъ имъ различ- ныя обђщанiя. Этотъ характерный фактъ - говоритъ далђе Элiадъ - имђетъ такое важное значенiе для психолошiи бояръ, какъ и воз- станiе, поднятое Владимиреско, для психолошiи крестьянина: это признакъ извђстной эволюцiи общественнаго сознанiя, въ которой нельзя не усмотрђть отклика "великой революцiи и вторженiя въ румынскiя государства новыхъ идей". Вступивъ со своими полчищами въ столицу Валахiи, Владими- реско встрђтилъ тамъ сочувствiе у большинства бояръ, вђроятно, испугавшихся ужасовъ жакерiи. Мало того, чтобы использовать это возстанiе деревенскихъ пролетарiевъ противъ фанарiотовъ, они за- явили оффицiально, что крестьяне были доведены до голода, благо- даря эллинскому режиму, и что въ отягченuи ихъ положенiя они не принимали никакого участiя. Изгнанiе фанарiотовъ и возвраще- нiе румынскихъ княжествъ на путь нацiональнаго развитiя - гово- рили бояры въ своей петицiи къ Портђ - спасетъ насъ отъ рево- люцiй, разгрома и губительной сословной розни. Такимъ обра- зомъ, Оеодоръ Владимиреско сдђлался руководителемъ общенацiональ- ной, соцiально-политической революцiи, а не демагогомъ буйной толпы черни и голышей, какъ вначалђ казалось многимъ. 25 марта 1821 года Владимиреско встрђтился съ предводи- телемъ гетеристовъ, Александромъ Ипсиланти, чтобы поговорить о совмђстномъ выступленiи противъ фанарiотовъ и, если возможно будетъ, противъ турокъ; но съ первыхъ же словъ они почувство- вали другъ въ другђ непримиримыхъ враговъ. "Итакъ, князь,- сказалъ Владимиреско, ваша цђль - освобожденiе грековъ; вамъ здђсь не мђсто. Грецiя принадлежитъ грекамъ, а Румынiя - румы- намъ. Идите, переходите Дунай и помђряйтесь съ турками. Что же
Румынiя въ XIX столђтiи. 195 rкасается меня, то я не имђю намђренiя бороться съ ними". Въ скоромъ времени послђ этого свиданiя Владимиреско былъ убитъ наемниками Ипсиланти, а вмђстђ съ этим и прекратилась валах- ская революцiя. Турецкiй султанъ, однако, обђщавъ явившейся къ нему молдавсокй депутацiи изгнать фанарiотовъ и возстановить нацiональную династiю, не сразу уступилъ требованiямъ румынъ; когда стихла револю- цiя, и когда Ипсиланти былъ вынужденъ бђжать въ Трансильванiю, гдђ австрiйское правительство заключило его въ мункачскую крђпость, онъ надђялся снова воцарить порядокъ при помощи все тђхъ же фанарiотовъ. Но черезъ нђсколько мђсяцевъ онъ былъ вынужденъ оставить эту тщетную попытку и признать за румынами право имђть свою нацiональную династiю. Каковы же были требованiя румынскихъ бояръ, руководившихъ нацiональной оппозицiей? Помимо избранiя румынъ, въ правители Валахiи и Молдавiи они поставили еще цђлый рядъ требованiй, весьма важныхъ для сохраненiя независимости и внутренняго порядка. Такъ, примђръ, запрещенiе грекамъ и албанцамъ прiобрђтать земельныя собственности; въ придунайскихъ странахъ конфискацiя монастырскихъ угодiй въ пользу государства, съ обязательствомъ де- неженаго вознагражденiя; изданiе законовъ на румынскомъ языкђ и, наконецъ, назначенiе представителей княжествъ при константинополь- скомъ дворђ изъ румынскихъ бояръ. По настоянiю эмигрантовъ, скрывшихся во время возстанiя 1821 г. въ Буковину и Бессарабiю, ру- мынское дворянство готовило особую депутацiю отъ обоихъ кня- жествъ, которая должна была получить лично у султана согласiе на введенiе въ странђ новаго режима. Въ молдавской депутацiи былъ между прочими бояръ Iоаннъ Стурдза, а въ валахской- Григорiй Гика; они были избраны боярами, а затђмъ султаномъ въ кандидаты на господарскiй престолъ и въ iюнђ 1822 года утверждены въ этомъ званiи. Но и избранiе нацiональныхъ князей сопровождалось въ придунайскихъ княжествахъ смутой и междо- усобной борьбой. На этотъ постъ было много кандидатовъ, и ка- ждый изъ нихъ полагалъ, сто призванъ дать новую жизнь уже омертвђвшему государству. Григорiй Гика и Iоаннъ Стурдза были выдвинуты случайно самими событiями, и только годы ихъ цар-
196 Исторiя Румынiи. ствованiя могли показать, ошиблась ли страна, остановивъ свой вы- боръ на нихъ. Тђмъ не менђе, со дня возстановленiя нацiональной династiи въ румынскихъ княжествахъ забила горячимъ ключомъ политическая жизнь; бояры распались на группы, образовали партiи, стали создавать новые проекты государственныхъ преобразованiй, выдвинули новыя политическiя программы. Изъ послђднихъ обра- щала на себя вниманiе программа либеральной партiя или карбо- нарiевъ, какъ ихъ называли тогда въ румынскихъ странахъ. Она поставила въ первую очередь вопросы соцiальнаго преобразованiя и говорила о необходимости чисто-народной политики; сословный строй осуждался ею окончательно. "Такимъ образомъ, впервые въ румын- скихъ государстваъ появилось либеральное теченiе, и надо замђтить, что оно родилось одновременно съ нацiональнымъ движенiемъ, и что возстановленiе нацiональныхъ князей совропождалось требованiемъ народныхъ правъ. Эти два теченiя, нацiональное и либеральное, порожденное одно другимъ, были призваны раздђлить одну и ту же судьбу. Они были обречены на совмђстную жизнь, на одновремен- ное возвышенiе и паденiе". II. Вђкъ фанарiотовъ закончился, и въ октябрђ 1822 года сто- лицы придунайскихъ княжествъ праздновали торжественный въђздъ нацiональныхъ господаръ. Эта новая эпоха ознаменовалась въ Мол- давiи введенемъ такъ называаемой либеральной конституцiи, исторiя ко- торой заключается въ слђдующемъ. Румынскiе бояры, эмигрировавшiе во время возстанiя, поднятаго Владимиреско, были недовольны тђмиђ преобразованiями, которыя были намђчены въ видђ проектовъ ихъ соотечественниками, оставшимися на родинђ. Изъ этихъ несогласiй, сначала обнаружившихся въ письмахъ эмигрантовъ къ своимъ друзьямъ, создались двђ различныя платформы, и когда революцiонная волна схлы- нула, и эмигранты вернулись на родину, то сейчасъ же сформировались двђ партiи: либеральная или оппозицiонная и консервативная или оппор- тунистическая. Первая партiя почти вся состояла изъ мелкопомђст- ныхъ дворянъ, которые были не прочь нивелировать страну въ
Румынiя в XIX столђтiи. 197 соцiальномъ отношенiи; что же касается второй, то ея столпами были первоклассные бояры, боявшiеся идти далђе намђченныхъ ими политическихъ реформъ. Передъ прiђздомъ Стурдзы либералы выработали проектъ конституцiи, который они представили на усмотрђнiе новаго правителя. Надо сказать, что политическiя воззрђнiя Стурдзы не совпадали съ программой консерваторовъ, и за свое "свободомыслiе" его называли карбонарiемъ (Сarvunarii) и ставленникомъ мелкаго дво- рянства. Если ознакомиться подробно съ этой "либеральной кон- ституцiей", то въ ней, собственно, окажется мало политическаго либерализма; но для румынъ, только-что стряхнувшихъ съ себя пыль прошедшихъ вђковъ, она были своего рода "Декларацiей" правъ человђка и гражданина". Въ ней впервые говорилось объ установленiи свободы лич- ности, хотя же эта свобода ограничивалась или даже уничто- жалась словами: "исключая случаевъ, когда законъ требуетъ ареста виновнаго" (ст. 6), о равенствђ передъ законами "безъ различiя личности"; она провозглашаетъ довольно неопредђленно свободу труда и объявляетъ неприкосновенность собственности. Она не ука- зывала никакихъ способовъ освобожденiя молдавскихъ крестьянъ; тђ же налоговыя и другiя обязательства, которыя они несли передъ государствомъ раньше, оставались и нынђ. Она стремилась, какъ говоритъ одинъ румынскiй историкъ, даровать привилегiи не всђмъ классамъ общества, а исключительно всђмъ классамъ боярскаго сословiя; въ общемъ же она ограничилась введенiемъ равенства среди молдавскихъ бояръ. Словомъ, это была скорђе дворянская, чђмъ ли- беральная конституцiя; но и противъ нея возстали бояры. Стурдза рђшилъ порвать съ дворянами высшаго ранга и опереться на мелкихъ дворянъ, и въ 1823 году оффицiально заявилъ о вступленiи въ законную силу "либеральной конституцi". Послђ этого молдавскiе бояры, среди которыхъ были, глав- нымъ образомъ, представители отборной аристократiи, высшiе чины, повели настоящую атаку противъ Стурдзы. Въ 1824 году они составили протестъ противъ дерзкаго якобы отношенiя молдав- скаго правителя къ "лучшему" общественному классу страны и противъ его желанiя править, вопреки ихъ волђ и ихъ политиче-
198 Исторiя Румынiи. ской программђ. Стурдза, пользуясь въ то время большимъ довђ- рiемъ турецкаго султана, добился полученiя отъ него оффицiаль- наго одобренiя всђхъ своихъ дђйствiй, и, кромђ того, турецкiя власти заточили въ крђпость четырехъ знатныхъ бояръ, привез- шихъ въ Константинополь жалобу на молдавскаго господара. Стурдза дђйствовалъ весьма энергично противъ этой оппозицiи консервативныхъ бояръ; будучи самъ когда-то въ ихъ рядахъ, онъ отлично понималъ, съ кђмъ имђетъ дђло, и если бы онъ проявилъ хотя малђйшее малодушiе, если бы онъ согласился сдђлать имъ уступки, то, несомнђнно, страна пошла бы по пути анархiи. Румынскимъ боярамъ нельзя было давать въ руки власть, ибо никто не умђлъ такъ злоупотреблять ею, какъ этотъ классъ хищниковъ и эксплуа- таторовъ народной массы. Стурдза обладал двумя качествами, которыя отличали его отъ многихъ его современниковъ: во-пер- выхъ, онъ былъ искрененъ, и никогда у него дђло не расходилось со словомъ, а, во-вторыхъ, онъ былъ человђкъ съ ноыми взгля- дами, съ твердымъ убђжденiемъ необходимости въ радикальныхъ политическихъ и соцiальныхъ реформахъ. Поэтому понятно, откуда такая ненависть кђ нему бояръ и любовь и уваженiе со стороны крестьянъ и вообще низшихъ классовъ страны. Для характеристики Стурдзы, как правителя, какъ человђка, стоявшаго выше окру- жавшихъ его соратниковъ по борьбђ за нацiональную независимость, по борьбђ противъ режима произвола фанарiотовъ, мы приведемъ одну его рђчь. Это было въ самый разгаръ борьбы Стурдзы съ боярами, когда онъ призвалъ къ себђ главныхъ руководителей аристократи- ческой оппозицiи и обратился къ нимъ со слђдующими словами: "Провидђнiю угодно было возвести меня на это высокое мђсто, меня, когда-то столь незначительнаго въ вашей стредђ, и дать мнђ въ руки бразды правленiя; я не проявлялъ по отношенiю къ вамъ ни надменности греческихъ правителей, ни ихъ чрезмђрной жестоко- сти, надђясь заслужить ваше вниманiе одной олько мягкостью. Но я ошибся, ибо моя доброта увлекла васъ въ другую сторону, и вы забыли о самомъ элементарномъ долгђ, который вы должны выполнить по отношенiю къ княжескому трону, мною занимаемому
Румынiя въ XIX столђтiи. 199 въ данный моментъ. Вспомните, что мы уже потеряли когда-то этотъ престолъ изъ-за нашихъ интригъ, изъ-за взаимной вражды, и что только благодаря нашей ошибкђ чужеземцы окладђли имъ на долгiе годы. Но Всевышнiй смилостивился и вернул намъ вашъ престолъ. Что же вы думаете предпринять теперь? Вновь скомпроме- тировать наше нацiональное дђло и повлечь страну назадъ, на старый путь?... Богъ знаетъ, кому еще можетъ достаться нашъ тронъ?... Фанарiоты, столь прiятные нђкоторымъ изъ васъ, уже болђе не существуютъ и не могутъ болђе вернуться. Пођтому мы нђшили принять всђ мђры, доступныя намъ, какъ правителю, и, вооружившись всей полнотой власти, данной намъ султаномъ, обуз- дать непокорныхъ, и вы узнаете отнынђ, что среди васъ имђется тотъ, кто можетъ заставить васъ подчиниться". Это историческое въ своемъ родђ свиданiе дворянскаго сословiя, всегда и во всђхъ странахъ считавшагося лойяльнымъ, съ правителемъ страны закон- чилось тђмъ, что, по повелђнiю Стурдзы, сорокъ наиболђе опасныхъ бояръ было изгнано изъ Молдавiи и было вынуждено совсђмъ эмигрировать изъ румынскихъ государствъ. Въ Валахiи вокругъ престола Григорiя Гики происходила та же ожесточенная междоусобная борьба. Многiе бояры остались недовольны избранiемъ этого господара, такъ какъ и онъ оказался черезчуръ либеральнымъ для нихъ. Тамъ не было такихъ партiй, какъ въ Молдавiи, съ опредђленными политическими программами, но политическое положенiе тамъ было гораздо хуже. Общество было расчленено на множество мелкихъ партiи, ведущихъ борьбу не столько противъ государственной системы или установившагося новаго режима, сколько противъ личности. Вмђсто руководителей этихъ партiй были кандидаты на господарскiй престолъ. Но Гика, по примђру Стурдзы, шелъ по пути радикальныхъ реформъ, хотя часто ему приходилось уступать силђ боярской оппозицiи. Онъ все больше обращалъ вниманiе на низшiе классы, вводилъ въ ихъ пользу нђко- торыя льготы, которыя подрывали могущество помђстнаго дворянства, занимался просвђтительными дђлами и настроилъ массу школъ. Все это, однако, ставилось ему въ вину боярами, и однажды онъ чуть- было не поплатился жизнью, попавъ въ руки заговорщиковъ.